Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

Об опасности должна предупреждать женщина

Одной из причин катастрофы самолета могла быть сдержанная система оповещения об опасности

По факту крушения российского самолета «Sukhoi SuperJet-100», выполнявшего первый демонстрационный полет в Индонезии, Главным следственным управлением СК России возбуждено уголовное дело. Также премьер-министр Дмитрий Медведев создал комиссию по расследованию авиакатастрофы.

Напомним последовательность событий. В минувшую среду ночью ближнемагистральный «Sukhoi SuperJet-100», выполнявший первый в своей истории демонстрационный тур по шести странам Азии, пропал с экранов радаров. Вчера в Индонезии на склоне горы Салак на высоте 1650 метров были обнаружены обломки самолета. На его борту находились 45 человек, в том числе 8 россиян — экипаж и сотрудники авиахолдинга «Сухой». Выживших не нашли.

По предварительным данным, столкновение с горой произошло во время управляемого полета. О том, что могло случиться в небе над Индонезией, «ВП» спросил у эксперта.

Доцент кафедры компьютерного проектирования аэрокосмических измерительно-вычислительных комплексов ГУАПа Михаил ТИХОМИРОВ:

— «Sukhoi SuperJet-100» был спроектирован совместно компанией «Гражданские самолеты Сухого», итальянской компанией «Alenia Aeronautica» с участием Франции. В частности, комплекс бортового оборудования был интегрирован французской компанией «Thales Avionics». То есть самолет оснащен всеми современными средствами предупреждения об опасных режимах полета. В том числе системой предупреждения столкновения с землей TAWS. Она основана на принципах GPS, совмещенных с глобальными данными о рельефе земной поверхности, взлетно-посадочных полосах.

Итак, мои предположения. Летчики недостаточно ознакомились с рельефом местности, хотя в их профессионализме сомневаться не приходится. Это летчики-испытатели высшей категории. Может быть, роль сыграли ночь и погодные условия.

Далее. Служба управления воздушным движением аэропорта Джакарты. Диспетчер разрешил в районе горы снижение с шести тысяч футов до трех тысяч.

Третье — это был демонстрационный полет. Соответственно, в самолете находились представители авиакомпаний, планировавших купить самолет. Обычно они по очереди заходят в кабину и занимают место второго пилота. Это иностранцы, и скорее всего вместе с ними в кабине находился переводчик. И без сомнений, потенциальные покупатели задавали вопросы. То есть в кабине разговаривали.

Четвертое: система TAWS. Она предупреждает об опасности мужским голосом без истеричных интонаций за минуту до столкновения. За полминуты повторное сообщение с командой: «резко вверх». Для сравнения: наша система использует истеричный женский голос. Разница очевидна.

Мы видим комплекс проблем. Возможно ли за 60 секунд среагировать на таком серьезном самолете, да еще если учесть, что в кабине ведутся отвлеченные от полета разговоры. Это несовершенство системы оповещения. Но это мои предположения при имеющихся исходных данных.

Хотим заметить, что расследованием займется комиссия, возглавляемая замглавы Минпромторга Юрием Слюсарем. Логичный вопрос, почему, ведь обычно такие катастрофы расследует межгосударственный авиационный комитет. Ответ простой. Дело в том, что «Sukhoi SuperJet-100» пока принадлежит КБ. То есть это экспериментальный самолет, не относящийся ни к гражданским, ни к государственным (военным) авиалиниям.

↑ Наверх