Газета выходит с октября 1917 года Friday 17 мая 2024

Обиженные ветераны пишут открытое письмо президенту

В феврале 1943 года шестнадцатилетний санинструктор Ирина Яворская написала:

Свободу, свет, как пламя Прометея,
Мы бережно и высоко несем.
И разгорается не тлея
И гнев, и ярость пламенным огнем.
О Родина! Любимая Отчизна!
С тобой всем сердцем в радости, в беде,
И если б было у меня три жизни,
Я все бы отдала тебе!

 

 

Ветераны достойны нормальных условий — в каком бы городе ни проживали.. Фото: Фото Натальи ЧАЙКИ

 

 

Сочинив легенду о потерявшейся девочке, она ушла на фронт — стала дочерью полка — служила в 38-м гвардейском медсанбате 37-й 5-орденоносной гвардейской стрелковой дивизии, получила боевое крещение на Курской дуге, была ранена, награждена боевыми медалями — «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией»…
«Я самая молодая из ветеранов — мне всего 83 года», — улыбается Ирина Владимировна. Однако за этой улыбкой скрывается непростая судьба: детство в трудовом концлагере в городе Фатеже Курской области, фронтовая юность… После войны с мужем-однополчанином прямо из Германии уехала в Узбекистан, в Фергану, где после крушения СССР проявились межнациональные конфликты, вошедшие в историю как Ошская резня… Так случилось, что дочь Ирины Яворской живет в Ленинграде — Петербурге 20 лет, здесь же находятся и ее внучки. Семь лет назад, когда не стало любимого мужа, Ирина Владимировна решила переехать к дочери и внучкам — она инвалид, самостоятельно жить не может, нуждается в постоянной помощи…
«Не было бы у меня этого пресловутого ценза оседлости, если бы еще в Узбекистане не теряли мои документы на получение гражданства. Этот процесс затянулся на несколько лет и только в 2004 году мне дали гражданство и я смогла прописаться у дочери, — рассказала Ирина Владимировна и горько заметила: — Когда я сражалась за Родину, у меня не спрашивали, откуда я приехала. А теперь мне твердят о цензе оседлости, и я не могу получить квартиру по президентскому указу! Мне дали социальное жилье — прекрасная квартира, но… она не моя».
Ветераны возмущены самой сутью 10-летней квоты проживания — уже выигран суд, но горпрокуратура обжаловала судебное решение. Дело дошло до Верховного суда. Однако фронтовики не привыкли сдаваться: они написали открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву, чтобы он вмешался в ситуацию.
«Мы просим президента, чтобы он воспользовался своим правом и внес поправку в Закон «О ветеранах». Поправка заключается в том, что жилье предоставляется  вне зависимости от сроков проживания, — объясняет член инициативной группы Виктор Курятников. — Ведь такая норма, например, действительна для чернобыльцев — нуждающийся в жилье получает квартиру, не прожив в городе 10 лет».

 

 

Мнения депутатов


Глава комитета по законодательству ЗакСа Виталий Милонов («Единая Россия»):
— Я отношусь к так называемому цензу оседлости как к вынужденной мере. Если рассматривать вопрос об отмене ограничения по проживанию в Петербурге в течение 10 лет, тогда надо было бы отменить и территориальные ограничения. Иными словами, если мы признаем, что у нас нет такой специфики — не обязательно 10 лет жить в Петербурге, чтобы получить жилье, — значит, не должно быть и территориальных привязок: человек может получить жилье не в Петербурге, а, скажем, в области или в другом субъекте. Если же ветераны, переезжая к своим детям, хотят получить квартиру именно в Петербурге, тогда они должны получать ее по договору социального найма. Очень часто мы видим такую картину — внуки не скрывают, что хотят прописать дедушку, пока он жив, в расчете на то, что потом они туда въедут… Но ведь у них нет тех заслуг, которые есть у ветерана! Если мы отменим ценз оседлости в Петербурге и в Москве, то завтра 40% ветеранов, претендующих на жилье, теоретически могут оказаться в Петербурге, а 60% — в столице. И мы не сможем выполнить свои обязательства.

Руководитель фракции КПРФ Владимир Дмитриев:
— Мы уже много раз об этом говорили — это надо как можно быстрее отменять: ветеранов остается все меньше и меньше, и это большой позор для страны. Мы не один раз выступали на эту тему, делали запросы… Кому взбрела в голову такая идея, чтобы поделить ветеранов на категории? Наверное, тут пересекаются чьи-то интересы. Я думаю, что вопрос об отмене ценза оседлости нужно решить положительно, и, думаю, он будет решен.

Руководитель фракции ЛДПР Елена Бабич:
— Президент сказал, что ветераны должны быть обеспечены жильем. Но городу выделили средства на то количество ветеранов, которые были с цензом оседлости. И на мой взгляд, Санкт-Петербург — не лучшее место для проживания ветеранов — город перегружен, а ветеранам нужно жить там, где климат, экология получше, чем у нас, города поспокойнее. Но в любом случае ветераны должны иметь жилье. Однако дать им квартиру и забыть о фронтовиках — это тоже неправильно. Знаю такие случаи, когда внуки вспомнили, что у них в деревнях есть бабушки, и быстро их под эту программу привезли в Петербург. Считаю, что ветеранов нужно селить в такие дома, где бы о них заботились, было бы медицинское обслуживание. Но, конечно, в каждом случае нужно подходить индивидуально.

Депутат фракции «Справедливая Россия» Олег Нилов:
— Вот эти советские пережитки с пропиской, цензом оседлости используются там и тогда, когда хочется поиграть в какую-то самостийность, особенность… Два региона — Москва и Санкт-Петербург — жители этих регионов и их  руководство претендуют на особый статус, нежели жители остальной России, и это самое печальное желание — так выделиться. Я неоднократно приводил пример с сибирскими дивизиями. Когда сибиряки полегли под Питером или под Москвой — у них  не возникала мысль, кому идти первым в атаку — ленинградцам или приезжим… Считаю, что нашим чиновникам не хочется обивать пороги Кремля и пробивать средства для реализации этой программы.

 

 

 

Из первых рук

Премьер-министр Владимир Путин:
«…Необходимые средства для того,  чтобы обеспечить оставшихся ветеранов жильем (это, по предварительным оценкам, 10 млрд. рублей), заложены в бюджет 2011 года. Добавлю, что для ветеранов установлена 50-процентная льгота по оплате квартир и коммунальных платежей». (19 января 2011 года — на встрече с представителями ветеранских организаций.)

«К маю 2010 года все ветераны Великой Отечественной войны, проживающие в ЦФО и вставшие на учет до 1 марта 2005 года, получили квартиры. Это 5222 квартиры и, соответственно, 5222 человека. Дополнительно обратились с просьбой — вот я хочу обратить ваше внимание: с просьбой — по решению жилищной проблемы еще 34 тысячи участников войны. Значит, 5222 получили, а на очередь еще встали 34 тысячи. Конечно, вы понимаете масштаб задачи-то! В прошлом году 25 тысяч из них уже были обеспечены жильем, а в ближайшие месяцы, надеюсь, мы полностью выполним все наши обязательства. Но еще раз повторю: не будем ограничивать в постановке на очередь». (4 марта — в Брянске)

«Обращаю внимание: надо немедленно реагировать на любые факты бюрократического, бездушного отношения к ветеранам. Недопустимо, когда их начинают гонять по кругу за бумажками, справками для получения квартир, социальных выплат, медицинских и санаторных услуг…» (6 мая  на межрегиональной конференции «Единой России» в Волгограде)

Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко:
«В отношении ветеранов надо искать индивидуальные решения. Если отменить этот порядок (ценз оседлости), это вызовет массу серьезных проблем. В Петербурге нет возможности построить столько жилья. Мы ведем диалог с Министерством регионального развития, ведь это потребует серьезного увеличения расходов федерального бюджета… Это серьезные полномочия, и мы будем находить правильное решение… У нас нет очереди, у нас текущая постановка на учет. Вставшие на учет получают квартиры в течение 3 месяцев. Сколько бы ветеранов ни становилось на очередь, все они в кратчайшие сроки будут получать квартиры. Это я гарантирую как губернатор города». (20 июня 2011 года, интервью «Эху Петербурга»)

«Я уже говорила, что если ветераны, по закону не имеющие права на квартиру, но живут в трудных условиях, мы будем реагировать в каждом конкретном случае, будем разбираться… Ценз оседлости был введен в Москве и Петербурге в 60-е годы осмысленно, потому что два мегаполиса очень привлекательны для перемещения сюда людей со всей России. И нужны были какие-то ограничители, потому что и Москва и Петербург не могут принять жителей больше, чем это возможно. Мы должны этот вопрос рассмотреть со всех точек зрения — надо спросить мнение петербуржцев, которые длительное время стоят на очереди и нуждаются в улучшении жилищных условий, но не относятся к льготным категориям... У меня есть данные, что сегодня в Петербурге порядка 220 тысяч проживает льготных категорий, которые подпадают под льготные условия обеспечения жилья, которые живут в Петербурге менее 10 лет. Из них 21 тысяча — те, кто может претендовать на первоочередное получение жилья. Это вопрос даже не Петербурга, а вопрос Российской Федерации. Но возможно ли построить такое количество квартир в Петербурге? Это очень сложный вопрос. И для тех, кто реально нуждается в жилье, город постарается найти решение». (ответ на вопрос, заданный «Вечёркой» на пресс-конференции в Смольном)

 

 

Подготовила Людмила КЛУШИНА
↑ Наверх