Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

Древний фундамент показал дорогу к тайнам прошлого

«ВП» стало известно об очередной сенсационной находке на стройке возле БКЗ «Октябрьский»

В прошлом месяце «Вечерний Петербург» рассказывал об удивительной находке на стройплощадке возле БКЗ «Октябрьский» — старинных шведских монетах, которые подобрал с земли за синим забором петербургский подросток. И вот теперь «Вечёрке» стало известно о другой сенсационной находке, сделанной в том же месте, — обнаруженном в земле фундаменте старинного сооружения.

Напомним, возле БКЗ, на том месте, где раньше были кассы концертного зала, компания «Соло» строит административно-гостиничное здание. Проще говоря, бизнес-центр, в котором часть площадей хотят отвести под номера и элитное жилье. Зона, в которой расположен участок застройки, входит в границы территории исторического культурного слоя, где до начала любых строительных работ необходимо выполнить археологические исследования — это требование закона. Все земляные работы должны проводиться под надзором археологов.

— Но после публикации в «Вечёрке» о найденных за синим забором древних монетах стало ясно, что археологические исследования в этом месте не проводились, — сообщил «ВП» заместитель директора СЗНИИ Наследия археолог Петр Сорокин.

В феврале городской комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) потребовал у застройщика отчеты об археологическом надзоре за земляными работами. Выяснилось, что на стройке возле БКЗ сделана уже не одна сенсационная находка.

— Еще во время разведочных работ на участке застройщик наткнулся на фундамент древнего здания. И... постарался вдребезги его разнести, — рассказал «Вечёрке» профессор, доктор архитектуры, декан архитектурного факультета Архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ) Сергей Семенцов. — Об этой находке стало известно лишь недавно.

Что это за здание, в каком веке оно было построено и какие функции выполняло, ученым неизвестно. Чтобы ответить на эти вопросы, сооружение нужно внимательно изучать.

— Но можно сказать с уверенностью, что найденное в земле древнее здание — еще одно подтверждение догадки ученых о мощном культурном слое, который может обнаружиться в этом месте. Под найденным в земле старинным фундаментом и рядом с ним, скорее всего, есть еще более старые пласты, — говорит Сергей Семенцов.

Какие сокровища в них скрыты, какие тайны прошлого они хранят?

— На участке может быть сделано много интереснейших находок, — уверен Петр Сорокин. — Об этом говорит как обнаруженный в этом месте фундамент, так и монеты, о которых рассказала «Вечёрка». Серьезной коммерческой ценности эти монеты не представляют. Важно другое. Разница в возрасте между четырьмя найденными монетами — по двести лет. Это значит, что все они — из разных археологических слоев. То есть речь идет о целом пласте уникальной научной информации. А тот факт, что монеты нашел обычный мальчик, означает, что на самом деле археологических исследований на месте застройки не было. Была только видимость. Иначе монеты нашел бы не ребенок, а археологи.

Петр Сорокин считает, что археологические исследования на участке начались только после публикации в «Вечёрке». Но не были доведены до конца.

— Если есть хоть какие-то сомнения, что изыскания выполнены не в полном объеме, что еще остаются белые пятна, изучение участка нужно продолжить и довести до конца, — считает депутат городского Законодательного собрания Алексей Ковалев.

Есть ли такая необходимость, депутат попытался выяснить. Еще в конце прошлого года он направил официальный запрос на имя главы КГИОП Александра Макарова. В феврале пришел ответ. В нем говорилось, что «обращение о необходимости проведения археологических иследований» было рассмотрено. Но... «строительство на новом месте разрушенной в 1962 году церкви Святого Дмитрия Солунского не может рассматриваться в качестве воссоздания утраченного объекта культурного наследия». О церкви в запросе не было ни слова, вопрос был исключительно об «археологии». Но ответ почему-то — о церкви.

— Архитекторы и градозащитники давно добиваются решения городских властей на месте бывших касс БКЗ построить не бизнес-центр, а греческую церковь — храм Святого Дмитрия Солунского, который раньше здесь находился, но был разрушен в годы советской власти. Писем с такой просьбой городские власти получают так много, что и запрос депутата они, видимо, восприняли как обращение на ту же тему, — предполагает Петр Сорокин.

«Вечерний Петербург» тоже попытался выяснить в КГИОП, будут ли на участке возле БКЗ продолжены археологические исследования. И снова ответ получить не удалось. В комитете сообщили, что специалист по археологии находится в отпуске, а ответить может только он.

— Все это было бы похоже на анекдот, если бы не показывало так ясно отношения властей к важнейшим для науки вопросам, к нашей истории, — говорит Петр Сорокин.

Ученые уверены, что участок нужно внимательно, досконально изучить.

— Нельзя допустить, чтобы все ограничилось видимостью археологических исследований, — считает профессор Сергей Семенцов. — Тот факт, что в этом месте действительно проходила древняя русская дорога XII века, уже не вызывает сомнений. И пройти мимо других важнейших открытий, которые могут быть сделаны на этом участке, мы не имеем права.

На то время, пока идут исследования, стройка должна быть приостановлена. Понятно, что застройщику дорог каждый день, ведь уже спустя считанные месяцы компания должна закончить возведение здания, а на обнесенной синим забором площадке еще до сих пор ничего нет, только разрытая земля да строительная техника. Но неужели скорость появления очередной высотной «стекляшки» в центре города настолько важна, что ради нее можно попросту наплевать на нашу собственную историю? Уж сколько уже построено в центре в последние годы бизнес-центров, которым после снятия лесов тут же присваивается титул очередной градостроительной ошибки!

— Проект бизнес-центра, который предполагается построить на месте бывших касс БКЗ, я видел и могу сказать, что он ничего интересного собой не представляет. Это невыразительное, вялое, стандартное сооружение, неспособное выполнить функции необходимой доминанты Лиговского проспекта, благодаря которой архитектурный облик этого места должен обрести завершенный вид, — говорит известный петербургский историк искусства, доктор искусствоведения, профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Владимир Лисовский. — Тогда как греческая церковь может выполнить эти функции, как и было раньше. Храм будет хорошо просматриваться со стороны Невского проспекта и станет тем штрихом, который придаст этому месту архитектурную гармонию. Поэтому я поддерживаю точку зрения петербургских архитекторов, которые считают, что бизнес-центр нужно построить чуть в стороне от этого места — возле брандмауэра дома №6 по Лиговскому проспекту. Тут он никому не будет мешать. А на том месте, где раньше были кассы БКЗ, нужно восстановить греческий храм, — считает Владимир Лисовский.

Место, в которое предлагается перенести строительство бизнес-центра, находится совсем рядом с БКЗ и тесно связано с российской историей. Когда-то рядом с домом на Лиговском проспекте, 6, находился особняк графини Натальи Туронде, урожденной Мартыновой. Она стала прототипом княжны Мэри из одноименной повести Михаила Лермонтова. Красавица Наталья была родной сестрой офицера Николая Мартынова, вызвавшего поэта на роковую дуэль ради защиты ее чести. Дом графини Турондэ был снесен в 1960-е годы. Новое здание на этом месте — с офисными помещениями, гостиничными номерами и кассами — могло бы стать своеобразной данью памяти одной из страниц российской истории.

 

↑ Наверх