Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Обошлось без шпионажа

Профессоров Военмеха приговорили к колонии за государственную измену

Профессора Балтий­ского государственного технического университета имени Устинова (Военмех) Евгений Афанасьев и Святослав Бобышев, осужденные вчера Городским судом Петербурга за государственную измену и приговоренные соответственно к 12,5 и к 12 годам лишения свободы в колонии строгого режима, вину свою не признают и будут подавать кассационную жалобу в Верховный суд РФ. Об этом корреспонденту «ВП» сообщил адвокат Афанасьева Борис Слободин.

Напомним, профессора кафедры стартовых и технических комплексов ракет и космических аппаратов Военмеха (обозначенной в уголовном деле как кафедра «А4») были арестованы органами ФСБ 16 марта 2010 года. В обвинении, которое им предъявили, говорилось, что 30 мая 2009 года во время служебной командировки в Китай они вывезли туда «результаты исследования ракетного комплекса стратегического назначения «Булава», а 5 — 6 июня (по формулировкам обвинения: в неустановленном месте и в неустановленное время) передали эти материалы профессору Моу и переводчице Ван Линь, представлявшейся русским Верой, — на самом же деле являвшимся сотрудниками армейского разведывательного центра КНР. Передача, по данным ФСБ, прошла просто: Афанасьев скопировал на «китайскую» флешку со своего ноутбука документы «со сведениями об особенностях старта и о динамике скорости» и получил за это 7 тысяч долларов. 

Почти два года петербургские ученые находились в московском следственном изоляторе «Лефортово». На приговор их привезли в Городской суд Петербурга.

Судебное следствие на всем своем протяжении шло в закрытом режиме. Прессу позвали только на приговор. 

Приговор изобиловал словами «государственная измена», «выдача государственной тайны», «ракетный комплекс «Булава», «Тополь», «Искандер», «подводные ракетоносцы», «РК с подводным стартом», «секретные сведения» и так далее. В общем, впечатление производил. Тем более что судья Татьяна Егорова читала его очень невнятно и особо не вдавалась в проблемы газодинамики, которыми, собственно, и занимались Афанасьев и Бобышев как ученые и как педагоги.

Как было ясно из приговора, профессора с 2003 года начали ездить в Харбинский политехнический университет и читать там лекции. Тексты и формулы тщательно выверялись еще в Военмехе, чтобы туда не попало никаких лишних сведений. Но, как сообщил суду свидетель из ФСБ, чье имя и должность не разглашались, в 2007 году он установил, что Афанасьев и Бобышев очень плотно общаются с харбинским профессором Моу и переводчицами — уже упомянутой Верой и Ву дзин Лин, переводившей русские лекции китайским студентам. По словам того же свидетеля, все трое — сотрудники китайской армейской разведки. В 2007 году этими шпионами Афанасьеву был передан список вопросов, на которые российских ученых просили ответить к следующему приезду. 

В приговоре было упомянуто, что ученые отрицают свою причастность к государственной измене и работали с профессором Моу и переводчиками в рамках курса лекций. И что во время одной из лекций Афанасьев продемонстрировал учебную программу, которая вызвала интерес у китайцев. И что именно эта программа — как учебное пособие — была передана профессору Моу с ноутбука Афанасьева.

Судья также отметила, что обвинение требовало ужесточить категорию преступления до шпионажа (что подразумевает нанесение урона обороноспособности страны) и назначить наказание в 20 лет лишения свободы. Но суд посчитал оставить категорию «государственная измена и выдача государственной тайны» (что подразумевает лишь выдачу данных третьей степени секретности и материальный ущерб организации, чьи данные были выданы) неизменной. Ущерб был озвучен: институт — разработчик «Булавы» потерял 1 млрд. 30 млн. рублей. 

После оглашения приговора из зала донеслись возмущенные крики. Так отреагировали родственники, друзья и коллеги осужденных.

Корреспондент «ВП» поинтересовался мнением однокурсника осужденных и заведующего лабораторией аэродинамики в Военмехе. «Газодинамика, которую изучают мои друзья, — это наука, — заявил собеседник. — Результаты их работы — это графики, которые можно подставить под старт как «Булавы» и «Тополя», так и пиротехнической пищалки. Закон Ома тоже можно к ним применить. Обвинение высосано из пальца. Они 30 лет в Военмехе работают, сотни инженеров для страны воспитали!»

Адвокат Афанасьева Борис Слободин заявил, что, получив копию приговора, сразу же пойдет в Верховный суд РФ: «Да вы сами подумайте, в 2007 году «контрразведчик» установил связь Афанасьева и Моу. В 2009 году Афанасьева с ноутбуком и флешкой выпускают из страны в Харбин. По возвращении в Петербург у него этот ноутбук и флешку изымают прямо в аэропорту. И через 9 месяцев — в марте 2010 года — арестовывают. Бред все это. Фабрикация».

Рисунок Анны БЕЛОУСОВОЙ
↑ Наверх