Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Обратной дороги нет — в Крыму прошел референдум

Уже сегодня будут известны результаты крымского плебисцита — подавляющее большинство крымчан высказалось за «возвращение домой»

Народ Крыма не удалось сбить с пути ни громкими заявлениями новых хозяев Киева, накануне распустивших парламент Крымской республики и готовых обратиться в международные суды, если Госдума РФ примет решение о воссоединении Крыма с Россией, ни согласованным воем мирового сообщества, считающего референдум нелегитимным и грозящего России жесткими санкциями, ни, наконец, неудавшейся диверсией «группы лиц» повредить газопровод на Арабатской стрелке… Сегодня в Крыму ликование, но, несмотря на это, возникает вопрос, который волнует обе стороны — и тех, кто за то, чтобы Крым снова стал частью России, и тех, кто против этого: а что же дальше? «Вечёрка» попыталась выяснить это у известных в городе и стране людей. 

Херсонес одинаково дорог и русским, и украинцам.

Почетный гражданин Санкт-Петербурга, герой Соцтруда, знаменитый конструктор Игорь Спасский:

— Крым там, где он и должен быть — вспомните историю! Еще триста лет тому назад, при Екатерине, Крым стал чисто российским и был таковым, пока к власти не пришел Хрущев — он взял да и прицепил полуостров к Украине. А Ельцин, когда разрушал Советский Союз, обещал, что теперь каждая республика станет отдельной страной. Тут бы и сказать Ельцину: отдайте нам Крым. Но — нет, он согласился оставить Крым Украине, что я считаю преступлением. А ведь там размещена наша уникальная военно-морская база — у нас такой больше нет. Поэтому у меня однозначное мнение: Крым должен быть при России. И так должно быть по многим соображениям. Ведь у кого Крым — у того Черное море. Да, Запад нам угрожает санкциями. Но я думаю: пошумят, покричат и успокоятся. Это настольно очевидная вещь — вхождение Крыма в Россию, что по-другому и не должно быть — ради этого я сегодня подниму свой бокал. У меня ведь болит душа за наш Черноморский флот, за Севастополь, в котором я начинал военно-морскую службу, а потом меня забрали в конструкторское бюро. Сейчас Черноморский флот резко увеличивают — мы делаем шесть подводных лодок для него, а недавно сдали надводный корабль… Нам надо крепко держать в руках Черное море — там должен быть порядок: как только слабину дашь, так кто-то начнет хулиганить. Сейчас, я слыхал, американцы туда собираются свои корабли привести. В качестве визита дружбы — пожалуйста, а как инструмент давления — пусть лучше вокруг своей страны катаются. Что дальше? Думаю, все будет нормально. Надо только не торопиться, не шуметь, а спокойно решать этот вопрос, не обращая внимания на трепачей и говорунов, которых, к сожалению, больше, чем нормальных людей. И, конечно, какое-то время, пока крымчане не станут на ноги, помогать им. Могу сказать, что для моряков это будет настоящий праздник. 

Лидер движения «Санкт-Петербург — духовная столица» Елена Бабич:

— Я не сомневаюсь, что Крым воссоединится с Россией. Это и логично, и исторически правильно: Крым всегда был русский. И это первая ласточка. А дальше — восточная часть Украины увидит, что наполуострове будут лучше жить, и тоже захочет присоединиться. Я каждый год бываю на Украине, проехала ее вдоль и поперек и хочу заметить: Украина — очень разная, в целом люди там живут бедно. А что будет после референдума? Нормально жить будем. Мы уже сейчас призываем россиян поддержать Крым туризмом и летом приезжать туда на отдых. Не сомневаюсь, что Крым начнет успешно развиваться вместе со всей Россией. Обратите внимание: сейчас многие бывшие советские республики, понимая, что в Советском Союзе нам вместе было лучше, начинают тяготеть к России, уже идет мощная интеграция. Президент Эмомали Рахмон обратился к России с просьбой направить в Таджикистан преподавателей русского языка, а также литературу на русском языке, и уже четыреста учителей приехали в страну. И, кстати, в Крым идут большие партии русских книг, потому что там учебники истории, русскую литературу сложно купить… Думаю, в ближайшем будущем мы соединимся в крепкий добровольный союз, и Запад не сможет сказать, что нас соединили насильно. И вообще, зачем нам Запад? Россия — самодостаточная страна, у нас все есть, мы можем развиваться с опорой на собственные силы. Это Запад без нас не проживет — они от нашего газа зависят, а не мы от него, да и от доллара мы можем отказаться. И если в 91-м мы проиграли холодную, информационную войну, то только потому, что плохо понимали происходящее, не могли распознать ложь и верили всему, что говорилось. И чем нас взяли? Полиэтиленовыми пакетами и джинсами? Сейчас у нас есть и полиэтиленовые пакеты, и джинсы, но счастливее мы от этого не стали. Зато мы поняли, что в жизни есть более важные ценности, чем те, что к нам пришли с либерализмом. И то, что сделал Путин, — он сделал невозможное, он — герой России, герой нашего времени. Он не дал захватить власть олигархам, сохранил страну, объединил народы. А ведь мы могли бы идти по такому сценарию, по которому сейчас идет Украина! И если бы не мудрая политика нашего президента, то мы бы развалились. Когда-то мы на пузе ползли в G8, а теперь «восьмерка» нам и не нужна — мы стали совсем другой страной: сильной, уважаемой, с нами считаются. И если в свое время мы на ситуацию в Югославии никак не могли повлиять, чтобы помочь своим братьям-сербам, то сейчас мы можем защищать не только себя, но и помогать братским народам, и бороться против фашизма. И еще. Посмотрите, какие у Запада двойные стандарты: Косово — это нормально, Крым — нет. Но то, что сейчас происходит в Косове — я там была, там страшно: везде автоматчики, бэтээры, это же наркоанклав, зона за колючей проволокой. И сравните с мирным Крымом — где люди будут отдыхать и нормально трудиться. Так что дальше нас ждет лучшее будущее и дальнейшая интеграция с бывшими советскими республиками. Воссоединение Крыма с Россией — начало новой истории.

Депутат Марина Шишкина:

— Референдум референдумом, а применение военной силы есть применение военной силы. И это большая разница. Считаю, что крымский вопрос должен быть решен мирно — дипломатическим и политическим путем, путем диалога. Ведь вся эта ситуация с возможным применением военной силы в Крыму очень сильно испортила наши отношения с Украиной, она может привести к катастрофе. Поэтому я — за целостность Украины, ведь иначе нарушается баланс сил, и Россия очень пострадает в инвестиционном плане. Лично для меня очень тяжело представить себе изоляцию России после референдума в Крыму. И я очень сильно боюсь войны — тому есть предпосылки, меня это очень тревожит.

Заслуженный артист России Леонид Мозговой:

— Не уверен, насколько точно мы все знаем по этому вопросу. Я, честно говоря, в растерянности. С одной стороны, фашизму нельзя не дать отпор, но с другой стороны, как бы не случилось революционной ситуации. Я — за мирное урегулирование проблем, но если фашисты в Киеве поднимают голову, то это очень тревожно. Непонятно, что нас ждет, боюсь военного разрешения конфликта, боюсь, что когда начинают противопоставлять русских и украинцев друг другу, то это плохо закончится. Хочется надеяться, что все обойдется. В свое время я ездил с гастролями с Эдиком Хилем по Украине и до сих пор вспоминаю, как нас хорошо принимали. И когда стравливают два народа — это ужасно, в этом-то вся беда. 

Депутат Андрей Анохин:

Фото: www.assembly.spb.ru

— Если народ Крыма примет решение о вхождении в Российскую Федерацию, я считаю, что там сразу нужно устанавливать границу Российской Федерации с Украиной — ставить погранпосты, блокпосты и начинать организовывать жизнь по законам РФ. Это исторически справедливо, исконно российская территория вновь вернется в лоно нашей Родины. Реакция Запада меня не смущает — это, наоборот, даст импульс росту национальной промышлености, сельского хозяйства, туризма. И если Крым будет российским, то я летом поеду туда отдыхать. Хочу заметить, что это новая история возрождения Российской Федерации. И если Владимир Путин доведет дело до конца, то он свое имя впишет в историю наряду с такими личностями, как Петр Первый.

Экс-депутат Госдумы Александр Невзоров:

— Присоединение Крыма к России ничего не дает, кроме перспективы войны и огромных проблем. Сейчас все выглядит очень умиротворенно и красиво, но я немножко знаю, что такое война, и видел, что она продолжалась и развивалась всегда не из-за того, из-за чего началась. А там, где есть вооруженные люди, есть подогреваемые страсти, есть военная техника и гарантированно кто-нибудь кого-нибудь не так убьет либо сожжет что-нибудь не то, и все идет уже по нарастающей… Я полагаю, что риск совершенно неоправданный. За этот Крым нам придется заплатить, вероятно, очень высокую цену. Когда в доме у соседей пожар, то вламываться и вытаскивать у них диваны и телевизоры под предлогом, что все равно и так сгорит, такая роль гиены России не очень подходит. 

— Ну а то, что Россия, можно сказать, забирает свое добро из этого горящего дома, которым пользовались незаконно, вас не смущает?
— Меня это смущало в 91-м, когда все промолчали, — тогда это не интересовало никого. И я не понимаю, чем виноваты Крым, Севастополь, и все те брошенные Россией города, которые стали жертвой распада Союза ССР.

Пока еще войны нет, но, видя предельную решимость украинской стороны, предельную свирепость, вероятно, им придется найти еще способы, чтобы реализовать свою ненависть к России. И поджигать сейчас, таскать в этот огонь солому неразумно. Я не считаю, что Крым оправдывает риск войны.

Народная артистка России Татьяна Пилецкая:

— Я очень переживаю за всех, за все, что происходит, но не влезаю в это дело, не вдаюсь в подробности. У меня премьера на днях — спектакль «С любовью не шутят» в «Балтийском доме», репетиции каждый день. Но я, как и все нормальные люди, волнуюсь за завтрашний день.

Герой России, контр-адмирал Всеволод Хмыров:

Фото: wikipedia.org

— Крым и Россия имеют общую историю — я бывал в Крыму, у меня там много друзей, и если референдум будет в пользу объединения с Россией, то дальше нужно настраиваться на полноправное сотрудничество с новой республикой. К сожалению, на территории Украины произошла утрата правительством управления, полностью утрачен контроль, идет попустительство националистам, а это недопустимо, как недопустим и геноцид. Действия нашего правительства, президента адекватны той обстановке, которая сложилась вокруг Украины. И говорить, что завтра мы проснемся и все будет хорошо — новая страна, новая республика, — такое быстро не произойдет, это процессы достаточно длительные. Но я уверен, что, благодаря четкой позиции президента, российских СМИ нам удастся избежать катастрофы. Политика Запада — это их проблемы, их видение ситуации, и мы должны понимать, что серьезные проблемы будут, но это не носит катастрофический характер, потому что во многом это игра западных партнеров друг перед другом, которая иногда превращается в фарс. Считаю, что обстановка очень сложная, но будем вместе жить, будем стараться отрегулировать ситуацию. Я был в Севастополе в 90-е, когда шел процесс распада, и мне приходилось выполнять задание, чтобы спасти от уничтожения один из кораблей — плавмастерскую, которая была предназначена для обеспечения перезарядки ядерных реакторов ракетных подводных крейсеров, — она фактически была уже готова и очень важна для Северного флота. И могу сказать, что мои друзья, представители ассоциации моряков, ветеранских организаций, очень искренне переживают за судьбу полуострова, но они уверены, что мы после референдума, имея положительные результаты, будем вместе, и это очень позитивный момент.

Почетный гражданин Санкт-Петербурга Михаил Бобров:

— Если все пройдет благополучно, то мы, конечно, будем надеяться, что наша родная земля вернулась в нашу родную страну. Столько нахалов со стороны США, которые творят все, что угодно, а мы… мы хоть помрем, да вернем Крым! Мое мнение, и многие мои коллеги также считают, что невзирая ни на какие решения западных стран, на жесткие санкции, мы не должны упустить один-единственный шанс, единственную возможность — вернуть Крым России. Больше у нас такого момента не будет, и мы, как на фронте, должны постоять за него. Этим моментом надо воспользоваться, тем паче, что все крымчане голосуют дружно, и мне думается, все будет хорошо. А дальше все решается самым обычным путем: обустраиваем границы, строим мост через Керченский пролив и живем спокойно. Крымчане мудро поступили — у них нет никаких безобразий, а если к ним кто-то и приезжает из оппозиционеров, то их всех ставят на место моментально. Давайте настроимся на эту волну, вернем Крым, иначе жить неинтересно. Давайте жить спокойно, тем более что у нас есть такой президент, как Путин, — ему нет никакой замены, если бы его не было, мы бы упустили многие политические шансы. Это удивительный человек, он — наш, коренной ленинградец, универсант, знаю его с детских лет, глубоко его уважаю.

Алексей Мишин, заслуженный тренер СССР:

— Этот вопрос должен, конечно же, решаться выбором народов Крыма и России. Но я родился в Севастополе и тоже хочу, чтобы моя родина находилась в России.

↑ Наверх