Образование сделают платным?
Сегодня в Госдуме рассмотрят очередной проект правительственного закона
В Госдуме ожидаются жаркие дебаты — правительство внесло на рассмотрение депутатов законопроект «Об образовании в Российской Федерации», который вызывает много вопросов не только у парламентариев. Сильно озабочены им в школах и вузах. Так, ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий в интервью «Вечёрке» заявил, что Совет ректоров, который он возглавляет, участвовал в обсуждении этого законопроекта и сильно возражал, чтобы к образованию подходили с меркой «услуга».
Будет ли поход за знаниями для будущих первоклашек платным?
В итоге от этой концепции отказались, но в документе остался ряд спорных понятий — к примеру, такое, как «учебные курсы», которые могут привести к платности образования.
Озабочены новым документом и филологи — мало того что количество уроков русского языка и литературы сокращается, так еще эти предметы могут объединить в один — «русский язык и литература». Свою тревогу филологическое сообщество высказало на прошедшем в конце прошлой недели в Петербурге III конгрессе Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ). Ученые приняли обращение к правительству РФ с просьбой увеличить финансирование на образование вообще, а в частности — не объединять русский язык и литературу в одну дисциплину, так как это снизит качество знаний по обоим предметам.
Специалисты считают, что новый законопроект — сырой, нуждается в доработке, но главное — он направлен на коммерциализацию образования, хотя замминистра образования и науки Игорь Реморенко обещает, что будет расширен «круг организаций различных форм собственности, в которых можно будет получить бесплатное образование».
Изменения намечаются и в среднем профессиональном образовании — в него войдут программы подготовки специалистов и высококвалифицированных рабочих, то есть появится возможность повысить квалификацию или пройти переподготовку. Но опять-таки непонятно, кто будет обучать таких специалистов, ведь с развалом Советского Союза оказалась разрушенной и система инженерно-технической подготовки.
Кроме того, закон в редакции правительства уточняет критерии присвоения категории «федеральный университет». Но что такое «федеральный университет»? Эксперты считают, что это объединение разнокалиберных вузов происходит с целью сокращения числа вузов, не говоря уже о том, что подобный процесс отрицательно влияет на качество образования.
Первый заместитель председателя комитета по образованию Госдумы Олег Смолин, который участвовал в подготовленном коммунистами альтернативном проекте «О народном образовании», где предлагалось финансировать образование на уровне не ниже 7% ВВП, отменить все налоги для образовательных учреждений и приравнять педагогов к государственным служащим (этот документ был отклонен. — Прим. авт.), считает, что вносимый правительством законопроект может привести к исчезновению коррекционных образовательных учреждений. Депутат Марина Назарова предложила средства, направляемые из федерального бюджета в регионы на развитие образования, сделать целевыми и предусмотреть для сельских педагогов право на бесплатное жилье с отоплением и освещением.
По мнению думца Ильдара Гильмутдинова, надо обсудить и вопрос финансирования государством мероприятий по обеспечению безопасности школьников, чтобы родителям не пришлось платить за охрану учебных заведений.
Словом, дискуссии на тему, каким быть нашему образованию, продолжаются... Но что получим «на выходе», пока трудно сказать — известно, что думцы готовы внести в документ, подготовленный правительством, до двухсот поправок.
Комментарий специалиста
Олег Сергеев, эксперт Всероссийского фонда образования:
— Это уже чуть ли не десятый вариант закона, который не имеет прямого действия. Если его примут, потребуется принятие подзаконных актов, а это фактически разрушит образование, учителя захлебнутся в отчетности... Концепция нового законопроекта исключает понятия «воспитание», «учитель» — в документе нет об этом ни одного упоминания. Закон исповедует принцип ЕГЭ, там содержится оценка знаний, но не прописано, как их получить, то есть документ не гарантирует получение знаний. На мой взгляд, пример того, как надо решать проблемы в образовании и науке, подали США: в 2007 году там издан закон «Соревнующаяся Америка», который сделан по принципу ГОЭЛРО и учитывает наш, еще советский опыт обучения детей в начальной школе. И нам не надо изобретать велосипед — нужно посмотреть, как это сделали американцы, и приспособить закон для наших нужд.
Метки: Народное образование Вектор власти Дети Школы
Важно: Правила перепоста материалов