Общение как ценность
Представляя читателю свою книгу «Общение: в поисках общего», Андрей Максимов пишет: «В ней обобщен мой довольно серьезный опыт получения информации и осмысления этого важнейшего процесса. Однако я очень прошу не воспринимать меня как лектора, который знает все и еще чуть-чуть. Лучше попробуйте взять у меня интервью»
Хозяйка КК поняла эти слова буквально — и решила взять интервью не только у самой книги, но и у ее автора.
— Андрей, во вступлении вы говорите: «Подобные книги не читают те, у кого нет вопросов к себе и к миру». Неужели такие люди действительно бывают?
— Такие люди бывают, и их довольно много. Вообще если взять банальное сравнение: жизнь — это река, то есть те, кто плывет по ней осознанно, ощущая себя кораблем, и те, кого течение несет, словно лист. Самое печальное начинается, когда человек, рожденный кораблем, превращается в лист. Представляете, как его мотает? Я сейчас заканчиваю книгу «Психофилософия, или Книга для тех, кто перепутал себя с камнем». Она как раз обращена к тем, кто ощущает дисгармонию жизни и хочет сделать свое существование и существование близких более гармоничным. Таких людей много. Но такие — не все.
— Как вы считаете, разобщенность и проблемы со взаимопониманием — удел людей во все времена или бывали более счастливые в этом отношении эпохи, чем нынешняя?
— Достаточно почитать книги, чтобы понять: проблемы со взаимопониманием были всегда. В сущности вся мировая литература рассказывает об этих проблемах. Однако, как мне кажется, даже еще в недавние времена, я уж не говорю о девятнадцатом веке, гораздо больше людей относились к общению как к ценности.
— Представителей какого пола, возраста, социального статуса больше всего собирается на ваших мастер-классах, семинарах и лекциях? Кто живее реагирует на ваши слова, легче вступает в контакт?
— На разных лекциях по-разному. Например, у меня есть цикл лекций «Как не стать врагом своему ребенку» (книга с таким названием совсем недавно вышла в моем любимом издательстве «Питер»). Как ни удивительно, на эти лекции приходит много пап. На лекциях по общению больше женщин. Ко мне приходит интеллигенция, то есть люди, умеющие и желающие думать. Мои лекции — это не трендеж с кафедры, это всегда — живой разговор. И люди охотно подключаются к нему, потому что у них всегда есть вопросы. Я довольно часто езжу со своими лекциями по стране, и для меня, честно говоря, удивительно, что я никогда не был с ними в Петербурге.
— Вы пишете, что наши сограждане обычно стесняются спросить себя: «Как мне будет хорошо?» Откуда берется эта досадная «стеснительность»?
— На протяжении веков жизнь в России строилась по принципу: не государство для человека, а человек для государства. Российские люди живут в такой системе координат, где долг — это всегда хорошо, а желание — это всегда сомнительно. Одна из задач «Психофилософии» — попробовать объяснить людям, что счастье возможно тогда, когда вы двигаетесь по жизни своими желаниями, а не выполняете постоянно долг.
— На своем веку вы взяли множество интервью. Есть ли вещи, о которых вам интереснее всего спрашивать собеседников?
— Мне интересно задавать любые вопросы, которые раскрывают человека. Сейчас я с огромным удовольствием делаю программу «Наблюдатель» на телеканале «Культура», и для меня принципиальна все та же задача: не нападать, не уничтожать — раскрыть человека, его мировоззрение, характер.
Метки: Из первых рук Книжный клуб
Важно: Правила перепоста материалов