Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Один год и вся жизнь

В Петербург на гастроли едет Московский театр п/р О. Табакова с единственным спектаклем «Год, когда я не родился» по пьесе Виктора Розова (автора «Вечно живых») «Гнездо глухаря». Спектакль поставил один из самых значительных сегодняшних российских режиссеров — Константин Богомолов. Смотрите 9 и 10 апреля на сцене Александринки. 

Пьеса вовсе не такая сентиментальная, как ранние пьесы Розова 1960-х о прекрасных душой мальчиках-идеалистах. В «Гнезде» описаны совсем уже глухие 1970-е. Когда, как кажется, все живое зачахло и захирело. А разнообразный трэш, в первую очередь человеческий, — вылез на поверхность и, не стесняясь, декларировал свое убожество. 

Богомолов ставит пьесу как взгляд назад, на эпоху своего детства, сегодняшнего зрелого и умного человека. Взгляд сверху. С высоты возраста — лет, прожитых страной и лично постановщиком. Метафора воплощена буквально. Действие на сцене происходит в одной комнате, а остальные жилые помещения большой квартиры номенклатурщика показаны на видео, укомплектованные в схему. Отношения персонажей тоже сугубо схематичны. Так удобно. Так можно запросто не заметить, что дочь только что сделала аборт по воле своего мужа, который в итоге единственный окажется в выигрыше, и личном, и карьерном. 

Номенклатурщика играет Олег Табаков, глухарь — это он. Сколько ни зудит ему мудрая жена и мать семейства Наталья Тенякова, что дом вот-вот рухнет, он старается не слушать. И не слышит. 

В спектакле есть ход абсолютно не розовский, а брехтовский: когда та самая несчастная дочь, чье спокойствие и несгибаемость соответствуют революционному имени Искра, — ее отлично играет Дарья Мороз — вдруг направляется к микрофону и рассказывает публике и об аборте, и о некоторых других вещах, которые тогда вовсе не были поводом для митинга, а сейчас вот стали. Потому что личное пространство — то, что на Западе называется privacy, — в России нынче никем не охраняется и не гарантируется, скорее, наоборот. 

Можно сказать, что сегодняшний думающий человек с активной жизненной позицией, талантливый и умный, выносит приговор прошлому, не оставившему достойных наследников. Второй ребенок в семье, младший брат Искры (по роли) и сын героя Олега Табакова (и в роли и на сцене, его играет Павел Табаков, студент третьего курса Школы-студии МХАТ), как нам сообщают титры, спустя год-два погибнет в Афганистане.

↑ Наверх