Один в поле воин
Александр Филиппенко — единственный актер, который работает нынче в чтецком жанре в поле драматического театра
Александр Филиппенко — единственный актер, который работает нынче в чтецком жанре в поле драматического театра.
В Петербурге он нынешним летом устраивает ночные спектакли: начало в 21.00. И отлично: как показал прошедший у нас День Достоевского, потребность в интеллектуальных развлечениях у горожан имеется, и неслабая. 12 июля в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской — «Пять историй от Зощенко до Акунина».
Секрет успеха Филиппенко, разумеется, в его прошлом: работа с Анатолием Васильевым в легендарной «Взрослой дочери молодого человека», с Адольфом Шапиро в спектакле «Табакерки» «На дне» сделали свое дело. Психологическая эквилибристика артиста виртуозна и скрупулезна, но в его великолепных монологах к знанию человеческой натуры добавляется еще и убийственная ирония высококлассного и умного эксцентрика. Кроме авторов, вынесенных в заглавие, в качестве собеседников Филиппенко 12 июля окажутся Аксенов, Довлатов и Жванецкий — каждый из них мог бы посоревноваться с Филиппенко в ироничной грусти. И посоревнуется.
Вообще без Довлатова не обходится ни один из, простите за термин, «поп-спектаклей» Филиппенко. В «Смехе отцов» 27 июля он соседствует с Платоновым, Зощенко и Кольцовым. В «Демарше энтузиастов» — 10 августа — компания расширится за счет выдающихся поэтов, которым в отношении этой страны уж точно не занимать ни яда, ни боли: Владимира Высоцкого и Иосифа Бродского.
А что до термина «поп-спектакли» — так уж если говорить о творчестве Филиппенко в целом, то невозможно не упомянуть о его моноработах, которые вот так вот запросто тихим летним вечерком, для настроения, читать не станешь. Это «Один день Ивана Денисовича» Солженицына и «Продукт» — виртуозный остросовременный текст американца Марка Равенхилла, показывающий, куда ведет глобализм. Но ради того, чтобы их услышать, истинным театралам стоит съездить в Москву.
Ведущая рубрики Жанна ЗАРЕЦКАЯ