Газета выходит с октября 1917 года Sunday 5 мая 2024

Одинаковое одинаковому рознь

До 31 декабря в Книжной лавке писателей (Невский пр., 66) — выставка «Аквариум Forever» фотографа-летописца советского рок-подполья Наташи Васильевой-Халл, приуроченная к 60-летию Бориса Гребенщикова.

Слева — концерт в НИИ в 1983-м, справа м съемка для клипа в 1995-м.


Наташа Васильева-Халл фотографирует российскую рок-музыку с 1974 года. Примерно тогда же она и познакомилась с БГ… правда, он тогда еще не был БГ: «Я никогда его так не называла, а с каких пор стали называть, не знаю. Во всяком случае, в 1993 году, когда я готовила к печати первый комплект открыток с его фотографиями, Боб написал к нему «маленькую тележку» и подписался «БГ», значит, к тому времени эта аббревиатура уже существовала. Открытки сейчас — библиографическая редкость, я отдала их в типографию, и почти весь тираж куда-то пропал, никаких денег я не получила. Вот, один экземпляр остался.

А познакомились мы с ним в кафе «Сфинкс», было такое на Васильевском, там прогуливали лекции студенты из Университета и Академии художеств. Общие знакомые нас познакомили, и услышала я его впервые у себя дома, когда он в гости пришел. Прониклась сразу, он очень отличался от большинства мальчиков с гитарами — и голосом, и манерой, и музыкой, и текстами». 

Самые ранние фотографии создавались в экстремальных условиях: выступления рок-групп были, как сейчас говорят, несанкционированными, так что милиция «вязала» и выступавших, и слушателей. «Хорошо хоть камеру не отобрали», — пишет Наташа в комментарии к одной из фотографий. Авторские комментарии-воспоминания создают дополнительный «воздух», особенно если хоть отчасти был свидетелем событий. Интересно, кстати, было бы послушать, как воспринимают выставку те, кто в годы подпольного рока был крайне мал. 

Когда в нашем городе появился Рок-клуб, начался следующий этап в жизни отечественного рока — уже не подпольный, но тоже на довольно птичьих правах. О тех временах напомнит снимок, где Борис Гребенщиков выступает в каком-то заводском клубе под многозначным плакатом-лозунгом, придуманным Владимиром Шинкаревым, — «Одинаковое одинаковому рознь».

Мы увидим фотографии всех этапов и практически всех составов «Аквариума», нынешний тоже. Но, сетует Наташа, не на всяком современном рок-концерте можно нормально фотографировать: «Я, конечно, фотографировала на юбилейном концерте в БКЗ, но со светом там беда. Почему-то со времен подполья считается, что на сцене должно быть темно. На сцене должно быть светло, а иногда — еще светлее. Так что праздничных, красивых фотографий с этого концерта не будет. И видео никто не снимал. А можно было бы сделать видеозапись, продавать в пользу артистов, в свою пользу, да еще и в пользу народа, который не был, но хотел бы посмотреть-послушать».

↑ Наверх