Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Одиннадцать вечеров с «Ленкомом»

Традиционно по весне в Петербург на гастроли едет московский театр с Большой Дмитровки — знаменитый «Ленком» п/р Марка Захарова, режиссера с фантастическим чувством ритма времени и ритма театрального.

На сей раз прославленная труппа, пережившая ряд невосполнимых уходов, но не сломленная, везет четыре названия. Два хита — вечнозеленую «Юнону» и «Авось» (18, 19, 20, 21 марта) и «Все оплачено (Tout paye)» (24 и 25 марта). И две премьеры — «Пять вечеров» Андрея Прикотенко (22 и 23 марта) и «Небесные странники» самого Захарова (14, 15 и 16 марта).

астроли выдающегося московского театра ныне связаны еще и с двумя круглыми датами — 13 октября отметил 80-летие Марк Анатольевич Захаров, а 23 февраля исполнилось бы 70 (только 70) лет Олегу Ивановичу Янковскому, создавшему в спектаклях и фильмах Захарова незабываемые образы Волшебника, Свифта, Мюнхгаузена, Дракона, капитана Беринга из «Оптимистической трагедии», учителя физкультуры Трубецкого из «Школы для эмигрантов», Петра Первого, Жевакина.

Несмотря на уходы уникальных героев этой творческой команды — художника Олега Шейнциса, артиста Александра Абдулова, драматурга и постоянного соавтора Захарова Григория Горина, театр жив, творчески состоятелен и ритма не сбавляет. Марк Захаров продолжает коллекционировать актеров, ставит сам и дает ставить другим, очень стилистически непохожим на него и друг на друга режиссерам.

«Пять вечеров».

Вот, например, «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина, уже полвека не теряющей остроты и популярности, поставил тоже петербуржец Андрей Прикотенко. И это отдельный сюжет спектакля — столкновение «Ленкома» с его психологической эксцентрикой, порой переходящей в буффонаду, и эстрадным ритмом и материала, выбранного Прикотенко. Проникновенной лирике Володина, в конце 50-х впервые вырвавшейся на театральные подмостки в ленинградском БДТ, приходится, как это ни забавно звучит, отвоевывать свое камерное пространство у специфически ленкомовского сокрушительного эмоционального напора. За лирику отвечают главные герои — фабричный мастер Тамара в исполнении Олеси Железняк и постаревший герой ее романа Ильин — Андрей Соколов. При этом молодежь спектакля теснит их весьма бесцеремонно. Однако побеждает все-таки лирика. И глубокое драматическое напряжение, которое тянет через спектакль Олеся Железняк, долгое время казавшаяся как раз актрисой легкого жанра, вытесняет на второй план почти масочных продавщицу Зою, Катю, Славика. Тамара словно бы вычищает «театр» (в том числе и страшный) из жизни Ильина, предлагая ему начать все сызнова. И ничего, что на левой груди профиль Сталина, а за дверью толпятся призраки политических сокамерников. Потому что есть и противовес кошмарам прошлого — еще более давнее чувство, вырвавшееся на первый план.

Захаровские «Небесные странники» — это Чехов, помноженный на античного комедиографа Аристофана: рассказы «Попрыгунья», «Хористка» и «Черный монах», атакованные публицистичными «Птицами». Птицы нужны Захарову, конечно, чтобы по традиции высказать обществу в лицо то, что оно, по мнению режиссера-мастера, заслужило. Это совершенно не мешает птицам временами становиться людьми и доказывать, что мастер, как обычно, прав: люди заслужили захаровские диагнозы. И попрыгунья-стрекоза Александры Захаровой доведет-таки до гробовой доски недолюбленного, недооцененного ею мужа доктора Дымова (эта роль на сопротивление неожиданно прекрасно удается приглашенному Александру Балуеву) — а все потому, что рядом вьется артистическая личность художник Рябовский, который в исполнении Виктора Ракова стал еще и убежденным циником.

То, что все эти люди, в отличие от чеховских героев, далеко не молоды, отнимает у них последний шанс на оправдание. И петербургский хореограф Сергей Грицай поставлен тут для того, чтобы в хореографических этюдах птицы собирались в стаи и навевали на недостойных землян хичкоковский ужас, тут же, впрочем, снимаемый пародийной интонацией. Неожиданно на первый план в этом сюжете выходит исполинский Сергей Степаненко — он играет садовода из «Черного монаха», но на самом деле заманивает всех в свой дом и раздает по заслугам (продолжая таким образом тему Пуговичника из захаровского «Пер Гюнта»). Страдальцу Дымову, кстати, достанется умиротворение, но уже по ту сторону добра, зла и жизни.

«Небесные странники».

Ведущая рубрики 

Жанна ЗАРЕЦКАЯ

↑ Наверх