Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Одна и та же река

До 12 июня галерея «ART re. FLEX» (пр. Бакунина, 5) приглашает на выставку Людмилы Беловой «Скорость исчезновения»

Людмила Белова — известный мастер видео- и аудиоинсталляций (в частности, автор аудиоинсталляции «Звук шагов, тех, которых нету…» в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме). Ее интересуют вещи бесплотные, изменчивые, и нынешняя экспозиция не исключение.

Посетители попадают в пространство, где по стенам течет… вода. Натуральные воды реки Мойки, снятые видеокамерой. Изо­бражение проецируется на стены и на арки-порталы из ткани, перегораживающие помещение. В подвальном этаже — серия фоторабот, которые тоже изначально были реальными пейзажами (на этот раз не Петербурга, а Гамбурга), но виды неузнаваемы: они специально размыты и обработаны, так что полосы света превращаются в фантастический лес, примерно такой, как люди видят в снах.

Фотопейзаж

Интересно, что аудиоряд возник почти случайно, в процессе обработки видео, из хаотичных городских звуков. «Это звук города на замедленной скорости, получилась экспериментальная музыка, содержащая реальность. Она даже похожа на специально созданную», — говорит Людмила. Искусствоведам кажется, что эта работа Людмилы Беловой — своеобразный мост из виртуальной реальности… к реалистическому искусству. «Складывается впечатление, что испарившаяся телесность возвращается исподволь — не по линии визуальности, а скорее через аудиальный канал: звуковая дорожка инсталляции будто намекает на возвращение физической реальности во всей ее сырой, грубой полноте», — говорит Андрей Фоменко. «Медиапейзаж сегодня — это форма поиска реалистического искусства», — вторит ему Станислав Савицкий.

При практически полном отсутствии изобразительности в видеоинсталляции отражается реально существующий, предметный мир. Ведь просто передвигаясь по улицам, сосредоточившийся на своих мыслях человек видит и слышит примерно то же, что показано в экспозиции: расплывчатый свет, журчащую воду, неконкретные шумы и шорохи. «Это переходный пейзаж, — объясняет Людмила. — Скоро мы все уйдем в виртуальную реальность, в «облако».

Экспозиция предоставляет возможность войти в воду, не промокнув, а также — в одну и ту же реку не только дважды, а сколько хочешь, поскольку в отличие от реальной реки река видеоинсталляции — это все же повторяющиеся фрагменты. Разумеется, проходя через водный портал, человек свободно вплывает не только в воду, но и в поток ассоциаций.

↑ Наверх