Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Одна из главных опасностей — вымывание культуры из школьных стен

Советник президента России по культуре Владимир ТОЛСТОЙ — о горячих точках в нашем обществе

Совет по культуре и искусству при президенте вчера собрался на свое заседание в обновленном составе. Президент Владимир Путин обратил внимание собравшихся на «отраслевой» подход к культуре. 


«Надо признать, что у нас все еще сохраняется «отраслевой» подход к культуре. При этом часто забывают о том, что культура является неотъемлемой частью всех сторон нашей жизни и не может существовать сама по себе, в отрыве от общества, от людей», — заявил Владимир Путин и добавил, что культура влияет на «коллективный портрет нашего общества». 

По мнению главы государства, на протяжении всей истории России культура воспитывала, служила источником духовного опыта нации и основой для консолидации многонационального народа, обеспечивала авторитет России в мире, помогая ей стать великой державой. 

«Мы помним об этом. Мы должны эффективно использовать свой гуманитарный ресурс. Повышать международный интерес к нашей истории, традициям, языку, культурным ценностям», — обозначил культурную стратегию Владимир Путин.

…Между тем в Великом Новгороде, принявшем на празднике российской государственности ученых, политиков, представителей духовенства, чиновников министерств и ведомств, также много говорилось о сохранении культуры, о культурных кодах, что составляют основу национальных ценностей. Советник президента по культуре Владимир ТОЛСТОЙ говорил о культурной доктрине государства, о том, что культура — это мощное национальное единение...

— Вы, как директор, занимаетесь обустройством музея-усадьбы Льва Николаевича Толстого «Ясная поляна» и делаете это великолепно — сколько восторженных откликов я лично услышала от тех, кто там побывал! Но у остальных-то подобных музейных учреждений не такая завидная судьба...
— Если можно что-то полезное сделать в одной отдельно взятой «Ясной Поляне», то это можно сделать и в других музеях.

— Но ведь не делается!
— Почему же? Многое перенимается из опыта музеев, причем не только всемирно известных, которые на слуху, а, скажем, из таких музеев, как «Куликово поле», музея Михаила Шолохова в Вешенской, которые очень интересно развиваются. Недостаток финансирования иногда бывает отговоркой, чтобы не заниматься развитием музеев. Конечно, денег никогда не бывает достаточно, но какое-то рациональное их использование, точечное направление на перспективные проекты и программы дают свои результаты. И я убежден, что вопрос прежде всего в управлении и в более эффективном и рачительном использовании тех средств, которые выделяет государство.

— У музеев проблема не только в недофинансировании, а еще и в том, что у них отбирают земли, строят, не стесняясь, на музейных полях свои коттеджи бизнесмены...
— Вы знаете, здесь удалось добиться определенных подвижек благодаря тому, что вышло поручение президента по контролю за состоянием всех территорий памятников музеев-заповедников, их охранных зон, особо охраняемых природных территорий. Создана рабочая группа, которую я возглавляю и куда вошли представители силовых ведомств — 1-й заместитель генпрокурора, заместитель министра МВД, Следственного комитета, Министерства финансов, Министерства экономического развития и других ведомств, которые связаны с проблемой территорий и незаконных застроек на них. Конечно, сейчас очень сложно восстановить то, что было разрушено раньше. Ведь потом на этих местах незаконно строили — это судебные процедуры, длительный и сложный процесс. Но уже появился механизм, который позволяет оперативно, моментально реагировать на любой сигнал о попытке каких-то новых нарушений. Я считаю, что это уже большая победа, и важно, чтобы жители своевременно информировали о покушении на целост­ность этих территорий, — у нас теперь есть рычаги воздействия и механизмы предотвращения незаконного строительства.

— А они будут работать? А то директор музея-заповедника «Михайловское» Георгий Василевич информировал, информировал и в итоге получил уголовное преследование... Помню, когда мы туда приехали, он нам показывал построенные на заливных лугах особняки, которые портили перспективу, и рассказывал, что умоляет владельцев коттеджей покрасить фасады и крыши в зеленый цвет, чтобы они не выделялись на общем фоне заповедника, чтобы «заретушировать» это безобразие... 
— Я абсолютно уверен, что нам удастся решить эти проблемы.

— Хочется спросить вас не только о музеях-заповедниках, а и о культурных программах. Ведь у нас даже культурные телеканалы имеют недостаточно культурный контент, культура не слишком пропагандируется, не закрываются одиозные программы... Когда, на ваш взгляд, у властей дойдут руки до культуры?
— Дело не в том, чтобы дошли или не дошли руки у государства! Просто большинство каналов не являются в чистом виде государственными, контроль за ними в какое-то время был упущен, и теперь политика вещания зависит от владельцев этих каналов, а их больше беспокоят рейтинги, реклама, деньги, которые они получают и на которые, собственно говоря, содержат телевидение. Но я все равно убежден, что государственный контроль необходим и, кстати, государственное вмешательство уже постепенно начинает себя проявлять. Ведь у нас уже принят закон о защите детей от различных негативов, обществом он по-разному воспринимается, и часть прессы начинает над этим посмеиваться... Но я абсолютно убежден, что не только детей, но и в целом все общество необходимо защитить от растления, что ли.

— Вы подразумеваете введение цензуры?
— Во введении идеологической цензуры нет необходимости, а вот насчет цензуры нравственной, этической... Она, конечно, должна быть, хотя бы — пока — на уровне самоцензуры. То есть сами каналы должны проявить сознательность, во что верится с трудом, но надо искать механизмы, чтобы убрать с наших каналов низкосортную продукцию.

— Владимир Ильич, ну сколько говорилось, что надо создать общественный совет, наблюдающий за качеством телепередач, — и что? Создаются наблюдательные советы, куда входит культурная элита, но они отчего-то ни за чем не наблюдают...
— Согласен, это сложная проблема — у меня нет готовых рецептов, я только три месяца занимаюсь этими вопросами и для меня очень важны работа Совета по культуре и те ключевые, магистральные направления, которые предложит обществу и всем нам президент.

— А можете назвать горячие точки культуры? Что прежде всего кричит о помощи, куда надо бросаться всей грудью на амбразуру?
— На мой взгляд, это дегуманизация образования — это не напрямую проблемы культуры, но именно вымывание культуры из школьных стен, резкое сокращение процента гуманитарных дисциплин — одна из самых опасных угроз. К горячим точкам культуры также могу отнести сохранение наследия, потому что оно — основа всей нашей культурной политики, в архитектуре целый клубок проблем — у нас нет градостроительной концепции городов и т. д. Мы, конечно, все эти вопросы будем постепенно решать, потому что это потребует серьезных бюджетных вливаний, на которые пока мы не можем пойти. 

— Вы — праправнук Льва Николаевича Толстого, и на конференции, посвященной 1150-летию российской государственности, цитировали своего великого предка. А какое ваше любимое выражение из Льва Николаевича?
— Это не его личное изречение, а одна из переложенных им французских пословиц, которая звучит так: «Делай что должно, и будь что будет!»

↑ Наверх