Газета выходит с октября 1917 года Monday 6 мая 2024

Ограбили трижды

Взяв деньги за капремонт отопления с государства, подрядчики заставили платить еще и жителей, которые тепла так и не дождались

Елена Владимировна Клименкова живет в обычной хрущобе в Петергофе. В прошлом году власти включили дом в адресную программу капремонта на деньги федерального фонда ЖКХ. Правда, к будущему ремонту жители изначально отнеслись с недоверием и до сих пор убеждены, что согласия на него не давали. При этом получился прискорбный результат: дом попал в адресную программу, а люди — «попали» на деньги. Причем платить им пришлось трижды.

Золотые радиаторы
Город нанял для производства капремонта в этом доме ООО «Эпос». «Эпические» герои приступили к работе почти в срок — в августе прошлого года, причем сделали все на удивление быстро: не было нервотрепки с перерывами, уводом бригад, недостатком денег... Однако в заслугу «Эпосу» ставить это никак нельзя. Дело в том, что фирма — или ее работники лично — поимела за свою деятельность двойную оплату. Во-первых, ей заплатил город — полностью и в срок за все работы, связанные с заменой старых стояков и радиаторов отопительной системы дома на новые. А во-вторых, за то же самое еще раз заплатили… сами жители. Мы, разумеется, не можем утверждать, что гендиректор фирмы Андрей Клусевич лично санкционировал данное безобразие. Но члены его «команды» действовали совершенно открыто. В один прекрасный день перед изумленными жителями очередной ремонтируемой квартиры дома на Жарновецкого, 4, появлялся бригадир и требовал: радиаторы покупайте сами, задвижки и краны тоже, за работу с вас — по 1000 за штуку.
Люди вынуждены были соглашаться. Так, семья Елены Клименковой потратила около 25 тысяч рублей — как вы понимаете, они были для нее совсем не лишними. Все чеки на купленное оборудование у нее в наличии, так что сомневаться не приходится.
Естественно, люди заподозрили подвох, обратились по этому поводу в прокуратуру — но прокурорского внимания к возможному хищению государственных средств так и не дождались. А ведь речь идет о немалых суммах. В доме Клименковой сто квартир. Умножьте цифры — и получится, что только при капремонте одного дома за счет двойной оплаты — «налом» и по «безналу» — исполнители могли получить около 2,5 миллиона рублей прибыли!
Но и это еще не все. До сих пор весь дом продолжает оплачивать «свою» часть расходов на капремонт. Суммы, правда, небольшие — порядка 150 рублей с квартиры ежемесячно. Но все-таки согласитесь, это наглость. При том, что исполнители из «Эпоса» даже не удосужились поменять стояки и радиаторы в парадных здания. Как были там старые, так и остались.

Договор всему голова
Причина, по которой оказались возможны такие поборы, проста — и мы говорили о ней уже не раз. Кроется она в тексте типового договора на управление многоквартирным домом, который считается заключенным между управляющими организациями города — в том числе ЖКС Петродворца — и собственниками квартир. Текст договора был спущен на места жилищным комитетом уже давно и на ура воспринят жилищниками, так как в корне противоречит интересам обслуживаемых ими граждан. И не только им: в части определения границ эксплуатационной ответственности «петербургский» договор не соответствует постановлению правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года.
От этих границ зависит, кто платит за ремонт и замену тех или иных элементов инженерного оборудования дома. Документ, подписанный премьер-министром РФ, требует относить к общему имуществу всю внутридомовую систему отопления, «состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях». А жилкомсервисы Петербурга по совету жилищного комитета оставляют радиаторы отопления в квартирах за пределами этой схемы и тем самым обязывают платить за их замену граждан.
Разумеется, это незаконно. И в данном случае — незаконно вдвойне. Потому что за капремонт дома Елены Клименковой заплачено и государственными средствами, поступившими в город из фонда реформирования ЖКХ, и личными средствами собственников квартир — причем много больше той суммы, которая якобы была согласована на общем собрании дома.

Тепла не дождались
Замена радиаторов и стояков отопления — пусть и втридорога — желанного тепла в дом не принесла. С началом отопительного сезона в квартире Клименковой — как и у многих ее соседей — было холодно. Новые радиаторы были чуть теплыми в верхней части и совсем холодными в нижней. Дефект известный, рецепт его устранения — тоже: слить воду, ликвидировать воздушную пробку, которая возникла где-то на пути тепла.
Елена Владимировна на это и понадеялась — и сообщила о проблеме в свою управляющую организацию. Оттуда явились быстро, сделали все, что положено, — а толку нет. Два месяца, тонны слитой в канализацию «горячей» воды из системы в целом и отдельных радиаторов в частности — а эффект все равно оставался нулевым. Оказалось, причина в дефекте самой системы. Вот только исправить его удалось лишь к концу отопительного сезона.
Так и промучилась семья Елены Владимировны в холоде чуть ли не до весны. Таким образом, Елена Владимировна и ее соседи заплатили за странный капремонт в третий раз — уже в виде платежей за неполученную коммунальную услугу.

Деньги можно вернуть
«Общественная приемная Балтийской медиа-группы», куда обратилась г-жа Клименкова, и редакция «Вечернего Петербурга» будут держать эту ситуацию на контроле. Однако кое в чем можем порадовать нашу читательницу уже сейчас. Дело в том, что она имеет возможность вернуть средства, внесенные ею по строке «отопление», — в связи с тем, что данную услугу она не получала совсем или получала ее ненадлежащего качества. Право на это дают Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением правительства РФ № 307 от 28 мая 2006 года. В Приложении № 1 к правилам установлены условия изменения оплаты при ненадлежащем качестве услуг.
Для получения права на перерасчет необходимо зафиксировать факт отсутствия услуги. Для этого нужны два документа: выписка из журнала вызовов аварийно-диспетчерской службы жилкомсервиса и службы 004 — а обращения в данном случае были регулярными — и акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Акт должны составить сами жилищники и дать на подпись заявителю, но они могут отказаться это делать. за помощью можно обратиться в любое общество защиты прав потребителей и даже к соседям. Акт составляется в произвольной форме. В акте должны быть указаны нарушения параметров качества, время и дата начала и окончания сбоев теплоснабжения, даты обращений гражданина в АДС. Акт вместе с заявлением о перерасчете нужно направить в свой жилкомсервис. Если последует отказ, можно обращаться в суд.


Мы пытались получить комментарий в ООО «Эпос», однако дозвониться до фирмы оказалось делом нереальным. Надеемся, данная публикация вызовет желание подрядчиков разъяснить ситуацию.

Марина ГЛЕБОВА
↑ Наверх