Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

Охранник и кнопка «мальчику с ружьем» не помеха

Власти требуют от школ заключать договоры с ЧОПами, не давая на это денег

На февраль прокуратурой Петербурга намечены проверки школ на предмет соблюдения ими требований законодательства в части безопасности учащихся во время учебных занятий. Руководители самих учебных заведений в один голос говорят, что их надо не проверять, а помогать. Поскольку требования есть, а о безопасности, включая ее финансирование (которое ложится на родителей), школам приходится думать самим. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Такими, как стрельба в московской школе.

Трагедия, произошедшая в московской школе, не должна повториться.

Корреспондент «ВП» прошелся по нескольким городским школам, чтобы воочию убедиться в том, как обеспечивается сегодня их безопасность. 

Так вот, охрана школ — это по преимуществу один сидящий на входе сотрудник ЧОПа, причем сидящий не всегда круглосуточно. И «тревожная» кнопка, которую он может нажать.

В школе на Блохина охранник курил на входе, пока ученики и родители ходили за его спиной. В школе на Чкаловском проспекте, достаточно престижной гимназии, охранник занимался тем, что следил, переодели ли дети сменную обувь и выдавал бахилы родителям и другим взрослым посетителям учебного заведения.

В школе на Васильевском острове охранник около пяти вечера уже начал собираться домой... Оказалось, школа не может нанимать его на круглые сутки, и он дежурит только во время занятий. Только в одной гимназии охранники сидели не только на входе, но и в коридорах каждого этажа, везде висели видеокамеры, а у чоповцев были рации. Но богатая школа — скорее исключение из правил. В большинстве же охранная система, это — охранник и кнопка, кое-где еще видеокамеры на входе.

Но в московской школе №263 охранник остановил ученика с ружьем, успел нажать кнопку тревожного вызова, но это никак не помогло. 

Из отчетов комитета по образованию следует, что все школы оборудованы кнопками тревожной сигнализации, и около половины — видеокамерами. Про охранников ведомство не отчитывается. 

Корреспондент «ВП», обходя школы, пытался пообщаться с их руководством. Многие директора сразу отказывались. И только в одной школе в центре города, ее директор согласилась ответить на вопросы корреспондента «ВП», попросив, правда, не называть ее имени и номера школы.

— Как обеспечивается охрана вашей школы?
— У нас во время занятий на входе стоит охранник, есть тревожная кнопка, установлены две видеокамеры.

— Деньги на охрану вы собираете с родителей?
— Только на работу частного охранного предприятия. Кнопку тревожной сигнализации, выезд по сигналу сотрудников вневедомственной охраны и видеонаблюдение оплачивает город. Охранникам платит школа. Деньги, конечно, как и во всех школах, собирают с родителей.

— Так просто и собирают?
— Нет, мы оформляем эти сборы как благотворительную помощь. Родители сдают по 120 рублей в месяц. И у нас еще дешево. Во многих школах родители платят больше.

— А сколько вы платите ЧОПу?
— Мы платим фирме, выигравшей конкурс, который централизованно проводился районом. Сумму контракта называть не буду. (Как выяснил корреспондент «ВП» петербургские школы платят за охрану от 50 до 75 тысяч рублей в месяц, часто денег с родителей собирают больше, объясняя это тем, что их пускают на другие нужды школы. (Прим. авт.)

— Необходимость нанимать охрану законодательно прописана?
— Нет. Но с нас этого требует комитет по образованию. Это так называемые антитеррористические мероприятия. Нас постоянно проверяют.

— То есть охрану обеспечить требуют у школ власти, а платят родители?
— Да. Но спасибо, хоть камеры и «тревожные» кнопки оплачиваются из бюджета.

Как пояснили корреспонденту «ВП» в охранном предприятии, работающем со школами, вопрос обеспечения безопасности намного сложнее, чем вахтер у входа и «тревожная» кнопка. Чтобы избежать трагедии, подобной московской, надо создавать систему охраны: несколько человек с рациями, обходы, проработка схемы размещения видеокамер на этажах, схемы размещения тревожных кнопок, поскольку она должна быть не одна, организовать пульт дежурного... Но школам такую охрану не потянуть.

В компании, которая предоставляет образовательным учреждениям услугу «тревожной» кнопки, нам объяснили, что для групп быстрого реагирования школы и детские сады — самый беспокойный участок работы. Более 75 процентов тревожных вызовов поступает именно от них. 90 процентов из них ложные, но 10 процентов — «боевые». Правда, это не угроза извне. Усмирять нарядам обычно приходится учеников.

Если все обстоит так, как мы описали, то прокурорская проверка ничего не даст, и скорее всего это будет мероприятие для галочки, чтобы отчитаться о реакции на происшествие в 263-й московской школе.

↑ Наверх