Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 24 декабря 2024

«Охранники магазина несправедливо обвинили меня в воровстве!»

Что надо знать честному покупателю, чтобы не попасть впросак

По последним данным статистических служб, охранников у нас больше, чем полицейских. Куда ни пойдешь — повсюду на них натыкаешься. Но при этом, заметьте, громкие кражи из ювелирных магазинов, нападения на инкассаторов у нас случаются не так уж редко. И никакие охранники бандитам не помеха. Понятное дело, когда секьюрити следят за порядком на стратегических объектах — в аэропортах, на вокзалах, а вот когда, заходя в магазин, видишь дремлющего на стульчике здорового детину, а рядом еще одного — тоже полусонного, невольно возникает вопрос: кого от кого они охраняют? Магазины от покупателей? Но если кто-то вознамерился вынести товар, не заплатив за него, то сразу же сработает автоматика, которая сегодня установлена в каждом торговом зале. Для чего же тогда столько охранников в крупных торговых центрах? 

Все обернулось воскресным кошмаром

На размышления о роли охранников в нашей жизни автора этих строк навело письмо, пришедшее в редакцию. Вот оно.

«Друзья! Решила поделиться реальной историей из своей жизни. Произошло это в воскресенье днем в ТК «Галерея», что около ст. метро «Площадь Восстания» в магазине «Pull & Bear», куда я пришла вместе со своим молодым человеком за джинсами. Нашла подходящие джинсы-леггинсы за 999 р. Пошла к примерочной — там огромная очередь. Я поискала глазами своего молодого человека, оказалось, что он примеряет пиджак в мужском отделе, практически перед выходом из магазина. Я повесила джинсы на руку и пошла к нему. Пиджак ему не подошел — решили не брать. В это время у меня зазвонил телефон. Леша (мой парень) вышел из магазина, а я, заболтавшись по телефону, машинально побрела следом за ним на выход с джинсами на руке, прямо под носом у охранника. Ворота зазвенели — я со словами: «Ой, подожди, забыла штаны положить», развернулась и положила товар на то место, откуда взяла. Подхожу к выходу — меня задерживают.

— В чем дело? — спрашиваю. — Я же сама, услышав сигнал, положила их на место. Это чистая случайность, я просто заболталась по телефону.

— Вы пересекли ворота с неоплаченной вещью, — словно не слыша меня, заявляет охранник. — Я вызываю старшего по смене. 

Пришел старший охранник и, услышав слова: «Девушка попыталась вынести джинсы, не оплатив», повернулся ко мне и выпалил: «Статья 158, пункт 3 — попытка кражи — это уголовно наказуемо». Я аж присела от неожиданности. Сначала мне казалось, что это какой-то смешной и глупый розыгрыш, но все обернулось воскресным кошмаром... Леша начал за меня заступаться. Охранник объявил, что вызовет полицию. Пришел мужчина лет 35. Сказал, что он полицейский, конечно же, не предъявив никаких документов. Выслушал меня. Сказал: «Факт был? Был. Таких девочек, как ты, — у нас больше 200 за месяц».

За 3 минуты провели инвентаризацию в магазине, и оказалось, что не хватает именно этих джинсов и в кассе недосчитались 999 руб. На мою фразу: «Почему? Ведь мы находимся на территории магазина, джинсы у вас в руках, и взяли вы их с полки магазина, куда я их и положила сразу после сигнала ворот?» мне ответили: «Так надо!» Потом повели нас в служебное помещение на 1-м этаже. Пришел еще один полицейский, после моей просьбы он показал какую-то корочку. Выслушав меня, развел руками, потом, повторяя слова первого полицейского о «таких же девочках», показал толстую папку с фотками каких-то молодых девушек: «Вот они тоже «случайно» выносили вещи, и теперь у них у всех срок: 158-я статья, пункт 3 — попытка кражи». Высокий охранник — старший по смене, который не присутствовал в момент моей «попытки кражи», в это время строчил на меня заявление в полицию. Другим охранником он объяснил: «Я бы не писал это заявление, мне просто не понравилось, как ее молодой человек со мной разговаривал».

Потом переписали мои паспортные данные и заставили писать объяснительную. Через 10 минут все вышли, остались только первый полицейский, я и Леша. Затем старший по смене сказал Леше выйти. И начал объяснять ему, как надо разговаривать. Что-то типа: «Ты не пыли». Когда они вернулись, охранник сообщил, что забирает заявление и я свободна.

Все это длилось 1,5 — 2 часа. Из ожидаемого милого выходного дня с приятным предвкушением покупок и гулянья в хорошую погоду по центру города воскресенье превратилось в кошмарное наваждение. Когда человек попадает в такую ситуацию, он реально сбит с толку и теряется. Ты осознаешь, насколько незащищен, и поэтому каждый охранник может обвинить тебя в ВОРОВСТВЕ, пригрозить уголовным делом и сроком. В общем, вдоволь поиздеваться и потрепать тебе нервы. Кому ты потом докажешь, что ты заболталась по телефону? 

В общем, не знаю, что с этим делать. Остался горький осадок. Когда мы вышли из служебного помещения, нервы не выдержали. Разрыдалась так, что минут 20 вздохнуть нормально не могла. За что? 

Хочу, чтоб вам такие люди на пути не попадались. Будьте внимательней сами, умейте постоять за себя, при этом не огребать проблем... Пусть мой печальный опыт будет вам уроком. Поэтому и решилась написать в газету. Ольга Кодолова».

P. S. Позже оказалось, что статья 158, пункт 3 это: «Кража, совершенная: а) с незаконным проникновением в жилище; б) из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода; в) в крупном размере — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового». 

Секьюрити самих можно засудить

Комментарий Евгения Владимирова, председателя Общества по защите прав потребителей Санкт-Петербурга:
— Если бы Ольга Кодолова была грамотным потребителем, то есть знала свои права, она вряд ли попала бы в такую ситуацию. К сожалению, подкованные покупатели встречаются у нас крайне редко, поэтому охранники магазинов считают возможным таким образом развлекаться. Плюс к тому, «задержав нарушителя закона», они тем самым доказывают, что необходимы данному магазину, что не зря получают деньги, поэтому-то они так старательно раздувают «дела» на пустом месте. 

Что касается конкретного случая, то здесь с самого начала охранники вели себя незаконно. Во-первых, согласно УК РФ попытка кражи — это когда человек попытался что-то украсть и его поймали с украденным. Если девушка открыто несла вещь и сразу же, услышав предупредительный сигнал, добровольно вернула товар на место, то это нельзя квалифицировать как попытку кражи. 

Во-вторых, в случае подозрения на кражу охранники сами не имеют права никого досматривать, проверять чеки и т. д., они должны сразу же вызвать полицейских, те в свою очередь должны пригласить двух понятых и только после этого произвести досмотр. Причем досмотр в данном случае должна осуществлять женщина-полицейский, то есть лицо одного пола с подозреваемым. Основания для досмотра должны быть вескими. Только при соблюдении этих требований можно составлять протокол. Если в результате досмотра была бы найдена вещь, вот тогда это было бы попыткой кражи. 

В данном случае она должна была заявить охранникам, что все их притязания и рассуждения бездоказательны. 

К кассе Ольга вообще не имеет никакого отношения, поэтому то, что ее обвинили в недостаче, — нонсенс. 

Действия охранников, которые совершенно бездоказательно грозили девушке уголовным преследованием, в УК РФ квалифицируются, как «заведомо ложное обвинение» (статья 306) и караются лишением свободы до 6 лет. 

Девушка также может подать в суд заявление с просьбой привлечь охранников за клевету и возместить ей моральный ущерб. Правда, исходя из своего опыта, могу сказать, что больше 5 — 6 тысяч рублей за такие правонарушения наши суды с ответчиков не взыскивают. Однако это было бы хорошим уроком ушлым охранникам.

Между тем

Статистика магазинного воровства

Пока охранники набивают себе цену, унижая обычных покупателей, реальное воровство в магазинах России, по данным Британского центра исследований ритейла (CRR), процветает — в торговых залах разворовывается 1,74% товаров (см. диаграмму). Хуже дело обстоит только в Индии, где этот показатель равен 2,38%. 

А меньше всего воруют в Тайване, Гонконге, Японии и Австрии.

↑ Наверх