Газета выходит с октября 1917 года Sunday 24 ноября 2024

Олег Нилов: Пономареву и остальным «парашютистам» я бы посоветовал вернуть деньги в казну

Скандал с депутатом-«эсером», который получил за свои десять лекций невиданные деньги — 750 тысяч долларов из средств фонда «Сколково», — не утихает

Уже пострадал вице-президент «Сколкова» Алексей Бельтюков, который передавал деньги депутату, — в отношении его возбуждено дело о растрате. «Ситуация с Пономаревым для нас — как гром среди ясного неба, — заявил РИА «Новости» президент «Сколкова» Виктор Вексельберг. — Мы знаем, что какие-то лекции он вполне нормально организовал и провел, но есть информация Следственного комитета о том, что в каких-то лекциях он не принимал участия».


Имеется в виду, что из 10 обещанных лекций депутат Пономарев прочитал только две, да и то общей продолжительностью около получаса. Отгородился от скандала и вице-премьер Владислав Сурков, отвечающий в правительстве за развитие «Сколкова», — он объявил, что российское правительство не вмешивается в ход следствия. Сам же Илья Владимирович, похоже, не чувствует себя виноватым — заявляет, что выполнил свою работу, причем сделал даже больше, чем нужно было по контракту. Повлияет ли скандал вокруг депутата Пономарева на имидж партии «Справедливая Россия»?

«Любой подобный скандал с чрезмерными доходами, которые, кстати, бывают не только у депутатов, но и у министров, у сенаторов, влияет на имидж партии, — высказал свою позицию депутат-«эсер» Госдумы от Петербурга Олег Нилов. — Кто спорит, надо наводить порядок в этой сфере. Но то, что в первую очередь под эти ножи попадают «надоевшие» спикеры типа Пономарева, — не случайно, хотя ответственность с Ильи не снимает. На мой взгляд, он рано или поздно признает свою неправоту. А пока в нашем партийном кругу он уже признал, что подвел партию, и сожалеет об этом».

— То есть руководство его вызывало «на ковер»? И он говорил свое покаянное слово?
— Нет, это все было в нашем фракционном кругу. Понимаете, еще несколько лет назад были совсем другие реалии — и тот же Геннадий Гудков считал, что занятие бизнесом и депутатской работой не является криминалом и что это может привести к потере бизнеса и к тому, что придется сложить мандат. Потому что этим занимались все. Вот это, видимо, расслабило и Гудкова, и Пономарева — они посчитали, что раз этим занимаются все — не только депутаты оппозиционных партий, но и представители властной партии, — значит, это не запрещено. И когда сейчас жестко начали спрашивать за каждый рубль, то наступает разочарование и обида. Я не видел у Пономарева такой реакции — что он виновен более всех или что он жертва каких-то политических репрессий. В какой-то степени он ощущает себя человеком, который подвел партию, поэтому будет стараться сделать все возможное, чтобы минимизировать и свой личный, и партийный урон.

— Олег Анатольевич, стало уже какой-то партийной традицией периодически кого-то исключать из эсеров. Недавно исключали Гудкова-старшего, помнится, до этого исключали из партии Евгения Ройзмана, депутата Госдумы четвертого созыва, известного борца с наркотиками, теперь скандал с Пономаревым... Его тоже исключат из партии?
— В каком-то смысле исключение Гудкова из партии, события, которые происходят с Пономаревым, — это не специально организованная кампания, а естественный процесс очищения партии. Такое происходит не только со «Справедливой Россией», это есть и в других партиях, просто не всем СМИ уделяют столько внимания. И то, что у прессы такой интерес к «Справедливой России», доказывает только одно: «Справедливая Россия» — реальная оппозиционная сила.

— У многих вызывает недоумение тот факт, что читающий в «Сколкове» лекции Илья Пономарев хоть и сын доктора физико-математических наук, но сам — недоучившийся на тот момент студент: окончил только три курса физтеха. Как же он может читать лекции по инновациям и получать такие деньги, которые не снились даже академикам?
— В этом мире не всегда все должно мериться отсутствием или наличием диплома — человек может обладать информацией, навыками и знаниями, но не иметь диплома. Ярким примером служат такие основатели крупнейших бизнес-корпораций, как Билл Гейтс или наш Роман Абрамович, — они имеют конкретные результаты, но не имеют университетских дипломов и академических званий. В то же время есть огромное количество обладателей кандидатских и докторских званий в различных кабинетах и коридорах власти, а толку нет — крокодил не ловится, не растет кокос… Но в случае с Пономаревым есть одно несовпадение: объявляя войну несправедливым, коррупционным доходам своих оппонентов, самому не следовало бы получать такие баснословные гонорары.

— Передо мной лежит запись лекции, которая оказалась в распоряжении «Life News». Цитирую: «Одна из самых больших проблем, которая, на мой взгляд, есть у наших государственных проектов, — это не отсутствие авторитета у людей, которые создают эти проекты, а скорее наличие отрицательного авторитета. Поэтому, даже когда эти проекты построены правильно, нормальные люди туда не идут. Потому что они заранее предполагают «распил». И для них громкие фамилии с точки зрения большого бизнеса абсолютно ничего не значат с точки зрения инноваций»…
— Не будем анализировать — здесь пусть разбирается следствие, думаю, что информация, которой мы располагаем, — неполная, поэтому не вижу смысла комментировать.

— Но вот такие слова, как «распил», по отношению к «Сколкову» наводят на мысль: а может, через самого депутата, извините, отмывали деньги?
— Если дело Пономарева поможет изнутри раскрыть какие-то «серые» схемы (возможно, он, как «засланный агент» оппозиционной партии, занимался и этим в том числе), то, может быть, его не ругать надо, а награждать! Но это я в шутку говорю… Надо понимать, что иногда эффект от нескольких четверостиший гораздо сильнее, чем целые тома всякой ахинеи. Давайте сейчас не будем торопиться оценивать эти лекции: есть какое-то непонимание и есть желание разобраться, но опережать события, некие следственные действия и влиять таким образом на сознание людей и на следствие я считаю неправильным.

— Олег Анатольевич, как вы думаете, чем закончится вся эта история? Что будет с Пономаревым — посадят? Оштрафуют? Заставят вернуть деньги, полученные за лекции?
— Думаю, он вернет деньги и признает ошибочность таких договоров. И в этом он будет отличаться в лучшую сторону от тех людей, кто выходил из Государственной думы под аплодисменты. Я считаю Илью умным и продвинутым политиком, который имеет мужество признавать ошибки, — никто от этого не застрахован. Назовите мне, кто без греха. Мы живем в переходный период, когда сегодня — один закон, а завтра — другой, а требования такие, что выжить порой невозможно без нарушения нашего законодательства.

— Пономарева исключат из партии?
— Таких предложений нет.

— Что бы вы посоветовали Илье Владимировичу, как коллега по партии, как человек, который с симпатией к нему относится?
— Вернуть часть средств. Он не украл, никого не рэкетировал — просто заключил договор и по акту работ получил деньги. В аналогичной ситуации я бы спросил топ-менеджеров, обладателей «золотых парашютов», какой-то платиновой зарплаты: а за что вы получаете сотни миллионов рублей? Давайте с вас тоже спросим за каждую копейку. Еще раз говорю, когда каждый сидит на золотом крючке, то надо спрашивать со всех. Я бы посоветовал Илье вернуть деньги и при этом оставаться борцом, оставаться в партии и продолжить тот курс по наведению порядка в расходовании средств. Я бы ему предложил стать соавтором моего закона, который на днях внес в Госдуму, — об ограничении заработных плат государевым людям и об ограничении размеров «золотых парашютов»…

— Олег Анатольевич, а кто следующий? Кто из «эсеров» попадет под прицел?
— У нас очень много людей, и всех не удастся прицелить — смысла нет и разницы не имеет, кто следующий попадет под прицел. Думаю, вся эта история будет способствовать тому, что партия преодолеет внутренние сложности, очистится, станет сильней и преодолеет юношескую болезнь роста. Кто бы ни попал под прицел — от этого и в теории, и на практике мы станем только сильнее…

А что касается Ильи Пономарева, пусть следствие  разберется, какую часть денег вернуть в казну, но — и это главное! — оно не должно остановиться на Пономареве. Должна быть организована проверка и получателей «золотых парашютов», руководителей госкорпораций, которые ежемесячно получают миллионы рублей. Мы намерены инициировать такие проверки.

 

↑ Наверх