Газета выходит с октября 1917 года Thursday 26 декабря 2024

Олег Протопопов: «Сегодняшнее парное катание — это акробатика, а не искусство»

Сегодня исполнилось 80 лет легендарному двукратному олимпийскому чемпиону по фигурному катанию

 

Людмила Белоусова и Олег Протопопов с медалями

Сам Протопопов — из породы жизнелюбов. Рассчитывает вместе со своей супругой Людмилой Белоусовой, с которой победил на Олимпийских играх в 1964 и 1968 годах, прожить 280 лет — по 140 каждый. И не влачить существование при этом, а работать активно. Для этого Олег Алексеевич следует диете, разработанной когда-то ученым-целителем Владимиром Волковым, тренирует — раскисать себе не позволяет. И живет, следуя принципам. Своим. Наперекор, случается, общественному мнению и судьбе. 

Людмила Белоусова и Олег Протопопов с медалями


...Спортивная карьера Протопопова могла бы и не состояться — в 18 лет его направили на флот. Тогда матросы-срочники служили по 5 лет, на кораблях, а не в привычных современным атлетам «спортротах». Олег драил палубу, нес боевую вахту. Но умудрялся совмещать это с фигурным катанием. 

— Притом что боцманом на судне был отец... Станислава Жука, будущего конкурента Протопопова в парном катании — и относился к Олегу придирчиво, — вспомнил его тренер знаменитый питерский специалист, супруг Тамары Москвиной Игорь Москвин. — Но Протопопов все равно изыскивал возможности для тренировок. 

Отслужив, он продолжил кататься. Сперва — с Маргаритой Богоявленской, затем — с Людмилой Белоусовой, которая переехала из Москвы в Ленинград поступать в Институт инженеров железнодорожного транспорта. Тренировались фигуристы в здании бывшей церкви на 15-й линии Васильевского острова. 

Лидия Киселева, «архивариус» питерской Академии фигурного катания, припомнила: «Олег и Люда обожали заниматься «при закрытых дверях», в обстановке секретности. Запирались в бывшей церкви, чтобы никто не подсматривал». 

В Инсбруке на первой «золотой» для Протопопова и Белоусовой Олимпиаде случился конфуз. На жеребьевке ленинградцы вытянули наиболее «счастливый», 13-й номер — потому что катались последними. Тогда австрийские организаторы Олимпиады, чтобы увеличить шансы местной пары Киллиус — Боймлер (а они открывали прокат) отменили разминки второй половине участников. Но в советской сборной на это не обратили внимания… В общем, Белоусова и Протопопов пришли во дворец, когда разминок более не предусматривалось. И как же выходить на олимпийский лед, не «прочувствовав» его?!

— Я придумал выгородить из скамеек уголок, поставить в коридорчике магнитофончик — и мы с Людмилой полтора часа, пока участники соревнований катались на льду, под музыку изображали элементы программы, — рассказал корреспонденту «ВП» Олег Протопопов. — И в итоге победили.

— Когда спортсмен ставил задачу выступить успешно на Олимпиаде, советское восхищение заграницей уходило на второй план, — продолжает Игорь Москвин. — Я, помню, в 1965 году был с Протопоповым и Белоусовой в Америке, на чемпионате мира в Колорадо-Спрингс. — Мы гордились, что страна доверила нам защищать честь всесоюзного спорта. Со своими соперниками жили в одной гостинице — так нам никто не говорил, дескать, мы — «второй сорт». 

Олег Протопопов и Людмила Белоусова каждое свое движение на льду продумывали до мелочей.

В те годы, по словам Москвина, у Белоусовой и Протопопова и мысли не было уехать за границу. 

— Они появились уже когда Людмила и Олег выступали в балете на льду, — не исключает заслуженный артист России в балете на льду Ирина Яковлева, которая теперь тренирует питерскую команду по синхронному катанию «Парадиз». 

— Мы счастливы здесь, в Гриндельвальде, где встретили много замечательных людей, которые поддерживают нас, — говорил Олег Протопопов, когда корреспондент «ВП» напросился к нему и Людмиле Евгеньевне в гости — во время бернского чемпионата континента по фигурному катанию. В августе 1979-го спортсмены, гастролируя по европейским странам, попросили политического убежища в Швейцарии. Знали: в Гриндельвальде есть каток, который работает осенью, — без заработка не останутся. 

В Швейцарии они несколько лет назад поселились в шале «Ааммолтра», что на местном диалекте означает «Вишня». 

Людмила Белоусова за выпечкой хлеба

Здесь они работают над фильмом о самих себе. Именно поэтому в центре гостиной разместили телекамеру, обернутую в полиэтилен. На полу — 25-фунтовая гантель. Что удивительно, одна. И поворотный круг, который помогает Протопопову преодолевать последствия болезни. Олег Алексеевич каждый день встает на этот круг, толкается одной ногой и крутится вокруг своей оси в разные стороны — то приседая глубоко, то вытянувшись в струнку. «Приносит облегчение», — говорил он. 

Завтрак — скудный: ломтики швейцарского сыра, песочный тортик с ягодной начинкой, чай. Людмила Белоусова строго следит за диетой мужа. 

— Я не пользуюсь автомобилем: мы живем в пяти минутах ходьбы от катка, где практикую, — говорил корреспонденту «ВП» Олег Протопопов. — Швейцария — свободная страна: здесь каждый может обратиться к тренеру и, заплатив ему, практиковаться. 

Впрочем, в Гриндельвальде Олег Протопопов и Людмила Белоусова живут только зимой. На весну и лето они переезжают в США — в Бостоне катаются в ледовом шоу, в Лейк-Плэсиде, где у них тоже есть апартаменты, занимаются с фигуристами. 

Несколько месяцев назад Олег Алексеевич лично объяснял питерской «одиночнице» Ксении Макаровой, как правильно располагать коньки во время приземления. 

Коттедж Ааммолтра в Гриндельвальде

Неудивительно, что Протопопов в свои 80 лет прекрасно знает о тенденциях, которые сложились в фигурном катании, тем паче что за многими соревнованиями он наблюдает по телевизору. В частности, во время чемпионата Европы в Берне в приватном разговоре с корреспондентом «ВП» Олег Алексеевич выражал неудовольствие тем, что многие спортсменки-«одиночницы» умеют прыгать только возле бортика, досадовал, что наша Алена Леонова на льду «немного выпендривается», а ее землячка Ксения Макарова неправильно приземляется. И сетовал, что выразительность ледовых программ в целом несколько ухудшилась. 

— Когда катались мы с Людмилой, то создавали на льду настоящие художественные постановки. Музыка определяла те движения и элементы, которые мы делали, а также их последовательность, компоновку. Образы продумывались до мелочей, чтобы программа обрела законченность и целостность, — уточнил двукратный олимпийский чемпион. — А нынешнее парное катание довольно скучное. Это акробатика, а не искусство. Спортсмены словно затянуты в корсеты. Им зачастую все равно, под какую музыку прыгать, — никакого стиля, никаких программ и ярких образов. 

«ВП» желает Олегу Протопопову и Людмиле Белоусовой еще долгих и долгих лет счастливой жизни, крепкого здоровья, «лебединой» верности!

 

Фото автора
↑ Наверх