Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Ольга Галкина: В среде чиновников существует настоящая велофобия

Или почему губернатор отказался сесть на велосипед

В Петербурге в ближайшие годы к 25 километрам имеющихся велодорожек прибавится еще пятнадцать. В проектах строительства и реконструкции автодорог общего пользования будут предусматривать создание велоинфраструктуры. А количество веломест на городских парковках к концу года составит 4500 штук. Об этом говорится в ответе губернатора города Георгия Полтавченко на запрос депутата Законодательного собрания Петербурга Ольги Галкиной (на фото). Также губернатор сообщил, что сейчас комитетом по развитию транспорт­ной инфраструктуры дорабатывается проект постановления о развитии велодвижения Петербурга, который будет передан членам правительства к осени.


И это прорыв для власти, которая поначалу заморозила все велосипедные инициативы. То есть не пропали даром усилия «Вечернего Петербурга», по инициативе которого в городе появились первые велопарковки, усилия общественных движений за велосипедизацию Петербурга, усилия Ольги Галкиной.

Мы пригласили депутата Ольгу Галкину в редакцию, «бросив» ее на баррикады читательских звонков. 

Ольга Галкина — молодой и деятельный парламентарий, член партии «Гражданская платформа». Наверное, единственная из сферы, которую мы называем властью, кто считает, что велосипеды в городе есть и их владельцы — такие же жители Северной столицы, как и все остальные. И им нужно свое пространство на улицах, как тротуары для пешеходов и мостовые для авто.

Велопарковка у редакции «Вечернего Петербурга» порадовала Ольгу Галкину.

У входа в нашу редакцию депутата встретила велопарковка, чему Ольга очень порадовалась:

— О, какое у вас начальство заботливое. Нам вот до сих пор велопарковку у ЗакСа не дают поставить. Сколько писем я уже в аппарат написала. И только сейчас, когда ко мне присоединились еще несколько депутатов, дело сдвинулось с мертвой точки.

— Ольга, когда у нас появится вдоволь велодорожек и велопарковок? — предварил звонки читателей корреспондент «ВП».
— Давайте посчитаем. В этом году велодорожек должно стать около 30 километров. В ближайшие годы появится еще десять. А протяженность петербургских улиц 3500 километров. 

— Но почему в Москве не в «ближайшие годы», а разом во всех префектурах появилась необходимая инфраструктура?

— Потому что в Москве есть политическая воля. Вы же, наверное, помните, что год назад мы обращались к губернатору с просьбой взять советника, который занимался бы развитием велодвижения. Мы хотели, чтобы в городе появился конкретный человек, который отвечал бы за эту сферу. Но губернатор посчитал, что это неактуально.

— Он просто на велосипеде не ездит...
— Не ездит. Мы во время депутатского велопробега предложили Георгию Сергеевичу присоединиться. Он не понял: «Что скажут горожане, когда увидят меня на велосипеде?»

Тут поступил звонок от читателя.

Алексей: — Я сам велосипедист. И меня волнует удобство передвижения по городу на велосипеде и моя безопасность. И я, один из тех, кто по сути нанимает правительство города на работу, хочу, чтобы Смольный занимался этим вопросом. Как вы думаете, мы, велосипедисты, когда-нибудь дождемся изменений?

— Как я наблюдаю за свою недолгую депутатскую карьеру, губернатор обдумывает каждое свое решение. И, сначала отказав, часто возвращается к заданному ему вопросу и может изменить первоначальное решение. Сейчас же в среде чиновников существует настоящая велофобия. Это не я придумала, это мне сказал советник губернатора. Чиновники далеки от народа. Они город видят из окон автомобилей. Для них велосипеды — это или спорт, или загородный туризм.

Валентина: — Здравствуйте, Ольга. Мне интересно, а другие депутаты поддерживают ваши инициативы? Или вы одна воюете с ветряными мельницами?

— Меня поддерживают. Точно могу назвать шесть человек. Из депутатской группы «Гражданская платформа» — Вячеслав Нотяг. Максим Резник поддерживает. Правда, на велосипед он категорически отказывается садиться. Как сам говорит, он и велосипед не созданы друг для друга. Из коммунистов с нами Константин Смирнов и Алексей Воронцов. Из «эсеров» на нашей стороне Алексей Палин и Анатолий Кривенченко. И в ближайшее время мы инициируем в парламенте общественные слушания, на которых всерьез будут обсуждаться векторы развития велодвижения.

Александр: — У меня вопрос насчет инфраструктуры. Я хотел бы обратить внимание на то, что у нас многие улицы напрочь забиты припаркованными машинами. И прокладка велодорожек на них практически невозможна. Например, Большая Московская улица. Машины стоят вплотную по обеим сторонам улицы. Для движения остается одна полоса. И на велосипеде буквально не протиснуться. Или Парадная улица. Несмотря на то что есть подземные парковки, машины паркуются на ней в два ряда. Как решать вопрос с велодорожками в этих случаях? Мне кажется, надо строить многоуровневые парковки, которые, конечно, не нарушали бы вид исторических кварталов города…

— Я считаю, что Петербург должен быть городом, комфортным для горожан. Для всех горожан. Поскольку сейчас в обществе существует запрос на создание велоинфраструктуры, на него нужно как-то реагировать. Но безусловно, не в ущерб остальным участникам дорожного движения — автомобилистам и пешеходам. Поэтому вопрос развития велоинфраструктуры должен решаться комплексно. С точки зрения безопасности и с точки зрения оптимизации. Вы назвали узкие улицы. Таких в городе немало. И на них действительно нереально сделать велодорожки. Может быть, и не нужно делать их на каждой улице. Надо проработать сеть беспрерывных веломаршрутов. И не обязательно по всем улицам. Но и многоуровневыми парковками тоже надо заниматься.

Когда же к велосипедистам повернутся лицом?

Илья: — Я хочу спросить, а что сейчас происходит с программой развития велодвижения, которую город принял в свое время и на создание которой, насколько я помню, были потрачены немалые средства?

— Ничего не происходит. Да, она была принята. Но сейчас от нее отказались. Наверное, нужна новая программа.

Александр Игоревич: — Здравствуйте. Как вы считаете, велосипедисты должны платить транспортный налог?

— Я считаю, что этот вопрос можно было бы обсудить через какое-то время. Но для этого город должен вложиться и создать комфортную инфраструктуру — велодорожки, велопарковки. Важен еще и образовательный момент. У Дарьи Табачниковой в «Велосипедизации Петербурга» есть интересный проект велошколы. Я была на занятиях. И скажу: это очень полезно. Я хочу продолжить эту инициативу и реализовать образовательный проект на городском уровне. Как для взрослых велосипедистов, так и уроки по безопасности дорожного движения на велосипеде для начальных классов школы.

Ирина: — Ольга Владимировна, я хочу сказать, что на улицах велосипедистам опасно не только по объективным причинам. Я сама постоянно езжу на велосипеде и вижу, что многих водителей просто раздражаю своим присутствием. И очень боюсь, что однажды меня собьют специально.

— Ирина, спасибо вам за вопрос. Я сама автомобилист. И за рулем езжу очень много. Тем более я в числе других депутатов отказалась от служебной машины. И велосипедами начала заниматься, будучи автомобилистом. Я увидела, что с каждым годом велосипедистов в городе становится все больше и больше. Вижу, как на них порой неадекватно реагируют автомобилисты, как реагируют пешеходы. И их можно понять. Культуру нужно прививать всем участникам дорожного движения. Этот вопрос необходимо решать. Только его насущность надо объяснить чиновникам. Пока они воспринимают велосипед как спорт. Для меня велосипед — каждодневное транспортное средство. Я считаю, что на нем можно ездить и в костюме, прикрепив куда-нибудь портфель. Я езжу и в шпильках. Так вот, это мы и пытаемся объяснить чиновникам, что скоро полгорода будет ездить на велосипедах, и уже сейчас надо что-то делать. Наши объяснения доходят с трудом, но доходят. Они хотя бы начали участвовать в велозаездах, но пока приходят в спортивных костюмах.

— А надо вводить права для велосипедистов?

— Это очень спорный вопрос. Даже велосообщество не может прийти к какому-то одному мнению. В советские времена, когда покупали велосипед, продавец давал прочитать покупателю инструкцию, за знание которой надо было расписаться. Мне кажется, нужно делать что-то такое же на стадии продажи велосипеда. Раздавать какие-нибудь буклеты. Также, мне кажется, сотрудникам ГИБДД уже надо обращать внимание на велосипедистов и штрафовать за нарушение ПДД.

Дарья: — У меня простой вопрос. Какой у вас велосипед? Какого типа велосипеды вы предпочитаете?

— Если честно, я не специалист и не разбираюсь в марках и типах велосипедов. У меня самый простенький женский велосипед. Низкая рама. Впереди корзинка, в которую можно что-нибудь положить. Я считаю, что велосипеды не должны стоить огромных денег. И мне кажется, что велосипед можно даже не покупать, а надо развивать в городе велопрокат с перехватывающими парковками. Прокаты есть, но пока все не очень удобно. Я беру велосипед на Сенной площади. И мне приходится возвращать его обратно на Сенную. А должно быть так: я беру велосипед, еду, куда мне надо, оставляю рядом с тем местом, куда приехала. Потом мне надо еще куда-то, куда я могу дойти пешком или доехать на транспорте, и там снова взять в прокат велосипед. То есть перехватывающих велопарковок должно быть очень много, тогда система проката будет удобной. Но опять же все надо развивать одновременно и в комплексе.

«ВП»: — Смешно говорить о развитии, когда целый комитет по градостроительству и архитектуре спустил в районы проекты велопарковок, насмешившие весь город…

— Да, одни — маленькие, которые спицы гнут. Другие, наоборот, огромные. Это было бы смешно, если б не было так грустно. И так работает система. Чиновники очень далеки от реальности — с одной стороны. И всего боятся — с другой. Например, в КРТИ мне один сотрудник долго пытался объяснить, что велопарковки устанавливать нельзя, потому что ни одна из них не соответствует ГОСТам, которые действуют, но являются морально устаревшими. И в этот процесс может вмешаться прокуратура. Но мы с Москвой живем по одним ГОСТам. А там велопарковки ставят, не оглядываясь на устаревшие стандарты. Здесь, как я уже говорила, нужна политическая воля. Вот когда губернатор скажет: «Мы развиваем велодвижение» — и спустит эту директиву вниз, процесс пойдет на всех уровнях и покатится как снежный ком с горы. До тех пор кардинальных изменений не будет.

«ВП»: — Ольга, вопрос напоследок. Какие основные задачи вы для себя видите в процессе велосипедизации Петербурга?

— Образовательную, о которой я говорила выше, и задачу излечения чиновников от велофобии.

↑ Наверх