Газета выходит с октября 1917 года Monday 6 мая 2024

Ольга Кужела забыла — и сделала

В Балтийском медиа-центре представили новый проект режиссера-документалиста Алексея Васильева, который мы увидим по «100ТВ»

«Пекин, 2008-й. «Акватик-центр». Финал соревнований на Олимпиаде по синхронному плаванию. Впереди — Ольга Кужела» — так начинается одна из серий нового документального цикла «Звезды петербургского спорта», который для телеканала «100ТВ» срежиссировал Алексей Васильев (премьера — 17 марта в 10.30). Вскоре мы увидим, как мимо спортсменки провезут на каталке утонувшую прямо в бассейне японскую девушку. Узнаем, в каком гнетущем состоянии добыли золото наши «русалки». Услышим грозное «Забудь — иди и делай!!!», рефреном звучащее в фильме.

Впрочем, этот проект — не о том, как достаются атлетам медали. Вернее, не столько о том.
25 серий. 25 героев. Это — питерцы, которые свои медали давно уже взяли, рекорды побили. И, перефразируя небезызвестные стихи, давно уже переиграли первый тайм.

Спору нет, режиссер Алексей Васильев и постановщик Олег Шиловский (эти люди в последнее время неотделимы друг от друга — у них настоящий тандем) смогли переложить на пленку драматические эпизоды жизни известных спортсменов. В ракурсе камеры — судьбы атлетов, достигших карьерных высот за счет личностных стержней. Переживавших прежде всего боль утраты.

 

Ольга Кужела показала свою «самую большую и самую золотую награду» — сынишку Илью.
Ее другие «дети» — ученицы из спортшколы — обожают играть с мальчиком перед тренировками..

«О голах, очках или секундах мы не говорим, — признался Алексей Васильев. — Раскрываем людей через внутренний мир: как они карабкались наверх и заставляли себя жертвовать собой».

 

Спорт, естественно, присутствует в картине. Спорт — это ритм. Это возможность в документалистике взять высоту. Но не на первом плане. Героями стали лишь те из звезд, кто не искал сочувствия к себе, но получил. В глаза которым взглянуть бы хотелось. «Немного пафосно, да по-другому — никак», — добавили соавторы цикла.

«Наши герои могли бы исполнять в кино главные роли, — убедил Олег Шиловский. — Мы же снимали на питерских улицах крупные планы — практически у всех из них в глазах откровенная драматургия».

...Владимир Сальников и Анатолий Карпов. Алексей Мишин и Евгений Плющенко. Ольга Кужела и Светлана Журова. Наталья Антюх и Любовь Егорова. У каждого из этих чемпионов есть в глазах эта невыразимая нелегкость бытия. Они прошли через огонь и воду, но не только — и какую-то страницу околоспортивной биографии зритель перевернет вместе с ними. Но приоткрытым будет только то, что интересно авторам проекта и не вредит героям. Поэтому в серии про Вячеслава Малафеева не затронута тема погибшей супруги, Марины, а в эпизоде про Евгения Плющенко обошлось без политической составляющей.

Зато шестикратная олимпийская чемпионка по лыжам Любовь Егорова расскажет свою версию допингового скандала (ее обвинили в употреблении бромантана). Толкательница ядра Лариса Пелешенко заявит честно и во всеуслышание — да, принимала запрещенные средства. А еще о том, как подставляли ее в манеже имени Алексеева, как ее бросил муж, как ее выгнали из армии, вынудили торговать овощами на рынке, как увлеклась астрологией. Даже многочасовую экскурсию по своей квартире провела, где у нее хранится богатейшая коллекция фигурок драконов (800 штук). Татьяна Казанкина — как выбирала мужа из двух «ухажеров».

Серию о фигуристе Алексее Урманове покажут 31 марта — в разгар чемпионата мира в Ницце. И таким, по утверждению Васильева, мы «одиночника» не знали. Увидим, что переживал спортсмен 17 месяцев после того, как, лидируя на соревнованиях в Лозанне после короткой программы, порвал мыщцу. И какие прошел круги ада.

«Или легкоатлетка Наталья Антюх. У нее страшная история — потеряла маму и осталась фактически на руках у брата, — добавил Васильев. — Но откровения Натальи про Елену Исинбаеву в фильм не вошли. Это останется между нами».
...Первая серия — ее увидим завтра в 10.30 — про Николая Валуева. Он не становился олимпийским чемпионом, даже никогда не выступал на Играх. Но, по мнению создателей картины, от этого не менее интересен как человек. К тому же сам Васильев Русского Гиганта знает превосходно — тренировался вместе с ним в легкоатлетической спортшколе.

«Николай Валуев. Встанешь с ним рядом — испугаешься. А познакомившись поближе, понимаешь, сколь глубокий и начитанный он человек» (боксер, как известно, вдумчивый читатель трудов Лесгафта).

Вот Валуев бредет в теплой куртке нараспашку по заиндевелым мостовым и стылым петербургским набережным. Вот он у себя в квартире — с сыном на плечах. Обнимает супругу, которая ниже его на полметра и легче на 100 килограммов. Впервые в жизни (и последний, к слову, раз) пролезает на ринг под канатами — как, собственно, и предусмотрено правилами, в Германии, в 1993 году. Как пропускает удар в ребра и удар судьбы.

«За трое суток до решающего поединка Николая на Играх доброй воли-1994 его отец умер, — вспоминает сценарист. — Сердце не сдюжило — стресс оказался чрезмерным. Но Валуев все-таки вышел на ринг — и победил своего соперника».

Интересным в биографии Валуева авторам фильма показался эпизод с его появлением в Государственной думе. Сам бывший боксер с экрана объяснил свое решение так: «Это для меня шаг вверх. Я сам расту — а для мужчины это очень важно». И зритель, сопереживающий героям, духовно растет вместе с ними. И всем питерским спортом.

Павел ВЛАДИМИРЦЕВ
↑ Наверх