Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Ольга Ростропович: Папа очень любил Петербург

Дочь великого музыканта уверена, что фестиваль его имени должен проходить в нашем городе

Дочь великого музыканта уверена, что фестиваль его имени должен проходить в нашем городе

 


В  Москве и Петербурге в апреле прошел II Международный фестиваль Мстислава Ростроповича. В Филармонии выступил знаменитый итальянский симфонический оркестр «Маджио Музикале Фиорентино» («Флорентийский музыкальный май») под управлением выдающегося дирижера Зубина Меты. Мировую знаменитость в Петербург привезла Ольга Ростропович.
Обозреватель «ВП» Зинаида Арсеньева встретилась с Ольгой Мстиславовной в созданном ее родителями петербургском доме на набережной Невы, чтобы поговорить об оперных ариях, виолончели Страдивари, а также о том, как сохранить брак, о длинных перелетах и маленьких собачках.

 

Питерская публика — это что-то особое!

— Ольга, ваш отец был хорошо знаком с Зубином Метой?

—  Они были большие друзья, с 1961 года, очень много выступали вместе. А я знаю Зубина с детства.

— Чья идея была привезти заключительный концерт фестиваля в Петербург?

— Автор идеи перед вами. Я подумала, что раз мне удалось привезти этот оркестр в Москву, то не  довезти его до Петербурга  было бы преступлением.
А как встречала публика! Все-таки Филармония — удивительное место. Когда итальянцы пришли на репетицию, они потеряли дар речи от красоты и величия зала. В Петербурге у них был последний концерт после трудного двухмесячного турне по Японии, где они оказались как раз в дни землетрясения. Мы до 2 апреля не были уверены, что оркестр приедет в Москву в полном составе, у многих музыкантов были психологические травмы!
Но они блестяще выступили, а потом еще чуть ли не целое отделение на бис играли. Питерская публика — это что-то особое!

— Зубин Мета удостоился звезды на Аллее Славы  в Голливуде. За то, что руководил Лос-Анджелесским оркестром, или за музыку в кино?

— Думаю, за то, что он потрясающий музыкант. Долгие годы был главным дирижером в филармонии Лос-Анджелеса. Слава богу, что там ценят не только кинозвезд. Кроме Мэрилин Монро есть еще и музыканты, которые удостоились этой чести.

Небо, самолет, Пукси

— У вашего отца было потрясающее чувство юмора. Некоторые смешные случаи, о которых он рассказывал, уже превратились в легенды. Чего стоит история с Пукси!

— Да, у него была любимая маленькая собачка Пукс. Назвал ее по аналогии с названием растения из романа Владимира Войновича. ПУКС — аббревиатура, расшифровывается как «Путь к Социализму». Весила Пукси от силы килограмма полтора, и папа ее постоянно возил с собой. Так и шел в самолет — с виолончелью Страдивари в одной руке (для нее он всегда покупал специальный билет, чтобы «сидела» рядом в самолете) и с маленькой сумочкой в другой. А в сумочке смирно и тихо сидела Пукс. Из-за нее он всегда отказывался просвечивать сумку.
Пукси умела на рояле играть. Вставала на стул задними лапками, а передними играла. Понимала папу с полуслова. А во время их совместного перелета из Америки в Японию произошла драматическая история. Накануне Пукси долго ждала папу с концерта, расстроилась и съела со стола камамбер. В самолете ей стало плохо. Папа сидел, как обычно, слушал что-то в наушниках. А сумочка с Пукс стояла под сиденьем. И оттуда вдруг пошел жуткий запах. Подошла красавица стюардесса с вопросом, хорошо ли маэстро себя чувствует. Папа  удивился, а после того как этот вопрос ему задали еще несколько раз — задумался. Когда понял, что происходит, взял сумочку и направился в туалет. Сама по себе картина — Маэстро с дамской сумочкой идет в туалет — уже вызывала много вопросов...

Мы с папой понимали друг друга идеально!

— Вы так на маму похожи!

— О, все говорят. А ведь раньше я была вылитый папа. Меня даже называли не Оля, а Слава номер два: очки, цвет волос и цвет глаз, манера говорить — быстро, полуфразами. Папа всю жизнь так говорил — отрывочно. Ему ведь казалось, что он мысль свою уже закончил, потому что сказал все до конца в голове. Но мы с ним друг друга понимали идеально.

— Галина Вишневская пела на сцене будучи беременной вашей сестрой или вами?

— Мной!

— Выходит, вы были на сцене еще до рождения?

— До всего на свете! Мне был год, я не умела говорить, но уже пела арии из «Мадам Баттерфляй»: «В ясный день желанный… Пройдет и наше горе!»…

— А чем занимается сейчас Галина Павловна?

— Преподает. А в данный момент, вот прямо сейчас, она сидит в своем Оперном центре на репетиции «Бориса Годунова». Много работы, премьера назначена на 14 мая. Декорации потрясающие сделал Валерий Левенталь. 
Их соединяла музыка

— Ваши родители прожили вместе целую жизнь, не оставляли друг друга ни в горе, ни в радости. Это был счастливый брак. А такие браки редко встречаются в наше время, тем более в артистической среде. В чем секрет, на ваш взгляд?

— Самое главное — совершенно удивительная любовь отца к матери. Он ее просто боготворил, очень многое прощал. Например, считал абсолютно нормальным, что у мамы такой независимый, прямой характер, взрывной темперамент, а она — человек очень гордый — была, как мне представляется, внутренне ему благодарна за это понимание и приятие. Отец считал, что мама имеет на это право.
Кроме того, у обоих феноменальное чувство юмора.
И конечно, их соединяла музыка. Когда нужно было репетировать вдвоем, все ссоры и размолвки моментально уходили.
пришлось купить весь дом
 

— Какая у вас связь с нашим городом? Почему вы решили разместить архив Мстислава Ростроповича именно у нас?

— Папа считал, что все архивы его должны быть в России,  и он годами привозил сюда бумаги, документы, фотографии, памятные вещи. Пришлось купить этот дом.
Будем делать центр по изучению наследия Ростроповича. Здесь собраны не только папины архивы, но и мамины, и ее костюмы, в которых она выступала.

— Будет ли проходить фестиваль Ростроповича в Петербурге?

— Зависит не от меня, я готова, а от властей, насколько они готовы поддержать. Мы начали предварительные переговоры с комитетом по культуре.
Папа очень любил Петербург и очень любил петербургскую публику. Может быть, получится на следующий год что-то сделать. Следующий год для нас будет юбилейным: будем отмечать 85 лет со дня папиного рождения  и 5 лет его ухода.


«А теперь, если хотите, я покажу вам комнаты, где хранятся вещи отца и мамины костюмы», — предлагает Ольга, предупреждая, однако, что фотографировать их нельзя.
В комнате с окнами на Неву в отдельной витрине выставлены многочисленные награды Мстислава Леопольдовича — медали, ордена, памятные знаки. В углу — сабля, которую, объясняет Ольга, дали отцу, когда он стал членом парижской Академии бессмертных. Рядом в шкафу висят мантии почетных докторов Мстислава Ростроповича из разных университетов мира, мундир и треугольная шляпа. С ними связана забавная история, случившаяся с Мстиславом Леопольдовичем под Новый год.
«Однажды в новогоднюю ночь у нас закончилось шампанское, и папа в треуголке и мундире в двадцатиградусный мороз вышел купить бутылку. В очереди его узнал мужичок. Оказалось, что он — таксист, который десять лет назад 1 мая подвез домой Галину Вишневскую. Из-за этого он задержался с работы и получил нагоняй от жены. Та не поверила, что он подвозил оперную примадонну: «Все в мире знают, что они живут во Франции».
И вот таксист говорит папе: «Если я скажу жене, что опоздал, потому что стоял в очереди с Ростроповичем за водкой в новогоднюю ночь, она вряд ли мне поверит. Но если я скажу к тому же, что Ростропович был в костюме Наполеона, она решит, что я сошел с ума». Вот папа и поехал вместе с таксистом к нему домой, чтобы жену убедить. Та, открыв дверь коммунальной квартиры, в обморок упала. Пришлось папе ее в чувство приводить. Потом всех привез к нам домой встречать Новый год».
Другая комната называется, как говорит Ольга, «Здравствуйте, Галина Павловна». Здесь множество портретов Галины Вишневской и на манекенах ее костюмы: алое платье из «Аиды», кимоно из «Мадам Баттерфляй», кокошник и расшитый жемчугом сарафан из «Царской невесты».
Судя по костюмам, Вишневская обладала великолепной фигурой. Талия —тончайшая, таких сейчас не бывает.
Впрочем, Галина Вишневская и сегодня остается красавицей.

Зинаида Арсеньева Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх