Ольга Таратынова: В наших ближайших планах купить броневик
Директор музея-заповедника «Царское Село» — об эпохе Елизаветы Петровны и о музее Первой мировой
Нынешняя осень для музея-заповедника «Царское Село» — время знаковых событий. Удивительным образом музейщикам удается сохранить стремительный темп, взятый во время подготовки к 300-летию Царского Села, которое отмечалось в 2010-м. В конце сентября посетители увидели преображенную реставраторами Террасу Руски в Екатерининском парке: с момента ее последнего обновления прошло более ста лет. В октябре в былом великолепии предстанет Белая башня в Александровском парке — в этом готическом архитектурном сооружении, наполненном рыцарской романтикой, начнет работать интерактивный музейный центр. И наконец, торжественно откроется Большой зал — третий отреставрированный интерьер, жемчужина знаменитых Агатовых комнат.
Директор музея-заповедника Ольга Таратынова призналась корреспонденту «ВП» Галине Артеменко, что передышки после этого не предвидится: нужно сделать еще очень многое.
Белая башня напомнит о средневековой романтике
— Ольга Владиславовна, почему вы взялись за Белую башню?
— Передача нам Александровского дворца в юбилейном, 2008 году существенно изменила вектор развития музея. Стало ясно: если дворец наконец-то наш и посетители туда пойдут — а они идут, — то нужно приводить в порядок окружающую территорию, весь Александровский парк. Потихоньку, по кусочкам этот объект, еще кое-где больше похожий на лес, мы снова будем превращать в парк.
Иван Петрович Саутов (предыдущий легендарный директор музея. — Авт.) успел привести в порядок Слоновые, или Красносельские, ворота. Там у нас Тройной китайский павильон, китайские мостики сделали к юбилею. Чудесно отреставрировали фигуры китайцев. Народ там теперь с удовольствием фотографируется, очень посещаемое стало место. Благоустроена территория вокруг самого Александровского дворца.
Куда идти дальше? Один из самых интересных объектов — Белая башня, она была взорвана во время войны. В девяностые годы минувшего века воссоздали объем, фасады, а потом процесс остановился. Я уверена: чтобы оживить эту территорию Александровского парка, нужно оживить Белую башню. Этот участок близок к Фермской дороге, Федоровскому собору и Федоровскому городку, Ратным палатам. В Белой башне будет образовательный центр, туда в первую очередь придут школьники, их родители. Мы задумали проводить там необычные интерактивные программы, все это будет посвящено средневековой культуре. Белая башня построена в стиле модного в первой трети XIX века историзма — в то время увлекались средневековой литературой, искусством. Конечно, башня — это стилизация средневекового рыцарского замка. Здесь учились дети Николая I, здесь они постигали фортификационные науки, им давали уроки рисования, воспитывали на идеалах рыцарства. Кстати, преподаватели жили в башне. Для детского, юношеского воображения это так важно — интерьеры, создателей которых вдохновило средневековое искусство, фигуры рыцарей на фасадах. Мы хотим напомнить об этой романтике. Будем рассказывать о танцах эпохи Средневековья и Возрождения, об искусстве, живописи, скульптуре. В планах — витражная мастерская. Наверху установим подзорную трубу, оттуда открывается прекрасный вид на Царское Село и его окрестности.
чтобы оживить эту территорию Александровского парка, нужно оживить Белую башню
Агатовые комнаты — это подлинник, вкус самой Екатерины II
— Как удалось приступить к сложнейшему процессу реставрации Агатовых комнат?
— Лет пять назад Иван Саутов рассказал президенту РЖД Владимиру Якунину о плачевном состоянии «агатового чуда», и тот пообещал выделить деньги на реставрацию Агатовых комнат и павильона «Холодная баня». Помню, как Иван Петрович был воодушевлен этим. А потом случилось то, что случилось, — его не стало. И вот через несколько месяцев после того, как я была назначена директором, записалась на прием к Якунину. Приехала в его московский офис. Он сказал, что помнит об этом обещании, и я уехала — честно говоря, без особой надежды. Ведь сумма огромная, работы сложные. Но несколько месяцев спустя мне позвонили из РЖД и сообщили, что президент компании дал необходимое распоряжение.
Так мы начали плотно работать с РЖД и фондом «Транссоюз», которые финансируют проект. Составили четкий график работ — объект надо завершить к осени 2013 года. Провели конкурс, выбрали подрядчика, который, кстати, нас ни разу не подвел. Мебель и обстановку воссоздаем сами — на бюджетные средства и те, что зарабатываем сами.
— Отреставрированные залы Агатовых комнат открываете по мере их готовности?
— Мы делаем так впервые в практике нашего музея. В прошлом году открыли два зала из семи — Агатовый кабинет и Библиотеку, сделали на первом этаже небольшую выставку. И убедились в том, что интерес посетителей к Агатовым комнатам огромен. Такой поток идет, что перекрывает посещаемость любого другого нашего павильона или выставки. Концепция реставрации Агатовых комнат существенно отличается от работ на других объектах. Здесь мы проводим консервационную реставрацию: фиксируем то, что сохранилось, стараемся не восполнять утраты.
В конце октября открываем Большой зал. При его создании были использованы такие технологии и материалы, с которыми очень трудно работать реставраторам. Мрамор — искусственный и натуральный — серьезно пострадал в годы войны и позднее. Живопись повреждена протечками. Мозаику плафона составляют около 90 сюжетных живописных клейм. Мы живопись не воссоздавали, ничего не дописывали — оставили в том виде, как это дошло до наших дней. Ведь это подлинник, это вкус самой Екатерины II, пристально следившей за тем, как Чарлз Камерон создавал Агатовые комнаты. Екатерина лично правила чертежи Камерона, так что ее можно считать «идеологическим руководителем проекта». Эти помещения не были рассчитаны на прием посетителей, здесь императрица сама проводила время в одиночестве или с близкими людьми — работала, размышляла, читала. В этих залах нет ни одного зеркала, что вообще не характерно для раннего классицизма. Здесь присутствует дух Екатерины, ее энергетика. Вглядываясь в интерьеры этого павильона, мы начинаем понимать, чувствовать императрицу — это архитектура, созданная с большим тактом и вкусом. Воссоздадим в библиотеке корешки книг, которые здесь когда-то стояли, Екатерина их внимательно читала. Стараемся собрать здесь коллекцию мебели, ваз. Что-то нам дарят, что-то сами покупаем. Министерство культуры помогло купить столик, который когда-то находился здесь, был продан в тридцатые годы минувшего века. Это счастье — когда возвращаются подлинные вещи.
Обновленную Террасу Руски посетители Екатерининского парка увидели совсем недавно
Хотим сделать музей Первой мировой войны к 2014 году
— Вы задумали создать музей Первой мировой войны в Ратных палатах. Как продвигается процесс?
— Начали реставрационные работы в Ратных палатах, формируем фонды вещей, которые заполнят эти залы. К сожалению, все идет не так быстро, как нам хотелось бы. Самая серьезная проблема — финансирование реставрации. Ратные палаты не просто в плохом — они в катастрофическом состоянии. Все послевоенные годы там находились реставрационные мастерские, а также мастерские по обработке камня. Пространство поделили на несколько этажей, теперь надо демонтировать перекрытия. Живопись сохранилась плоховато, попытаемся «вытащить» ее, но понятно, что большая часть этой интересной живописи, выполненной в древнерусском стиле, безвозвратно утрачена. Основную долю бюджетных средств на создание музея Первой мировой войны мы должны получить к 2015 году. А музей нужен раньше — к 2014-му, к 100-летию с момента ее начала. Поэтому сейчас добиваюсь, чтобы нам в виде исключения перечислили часть средств уже в следующем году. Кроме того, мы обращаемся к благотворителям и просто ко всем гражданам с призывом о содействии. Принимаем мемориальные вещи, так или иначе связанные с этим историческим периодом. Будущие экспонаты приносят — кто-то дарит, кто-то продает, что-то мы приобретаем на аукционах, ищем в антикварных коллекциях. В ближайших планах — приобретение копии броневика «Руссо-Балта» 1911 года выпуска. Закажем также различные модели вооружения того времени — не сможем же мы подводную лодку в натуральную величину купить и выставить. К концу будущего года завершим формирование коллекции нового музея.
— Какова цена вопроса?
— Общая сумма, которая требуется на реставрацию здания Ратных палат, — около 280 млн. рублей, из них около восьмидесяти миллионов освоим до конца этого года. Но все это измеряется не только деньгами: создание такого музея очень важно для исторической памяти. Первая мировая для большинства россиян — некая историческая лакуна, хотя во всем мире ее называют Великой. В Европе десятки музеев, где развернуты экспозиции об этой войне, сотни памятников. А у нас практически никто не может сказать, кто в ней победил, как она изменила расстановку сил в мире. Да, Первая мировая не принесла славы России, у нас произошла революция, потом Гражданская война. Но если бы по-другому сложилась историческая ситуация, у России был бы шанс победить. Нельзя забывать и о том, что в Первой мировой погибло около 900 тысяч российских солдат и офицеров.
— Среди недавних инициатив музея-заповедника «Царское Село» — создание Национальной ассоциации возрождения исторических садов и парков, которую вы возглавили. Каковы задачи новой организации?
— Подобные объединения профессионалов есть во всей Европе. Мы уверены, что российским коллегам тоже нужно объединяться. Недаром ломались копья по поводу реставрации Летнего сада. Все это напомнило о том, что у нас нет внятной концепции, четких правил воссоздания таких живых организмов, как сады и парки. У каждого есть свое мнение, а консолидированного понимания нет. И его надо вырабатывать. Мы хотим поднять уровень реставрации садов и парков: не всегда она проводится грамотно, не всегда российские специалисты оперативно узнают о новейших достижениях реставрационной практики в этой области, есть прорехи в законодательстве. В ассоциации сейчас восемь членов, еще три организации изъявили желание присоединиться. Нашим партнером стал петербургский КГИОП. Комитет не владеет парками, но там работают сильные специалисты в сфере ландшафтной архитектуры. В середине октября ассоциация проведет первую учредительную встречу в музее-заповеднике «Ясная Поляна».
«Сделаю так, что все вокруг ахнут» — такая русская, такая женская идея
— Ольга Владиславовна, в царскосельской резиденции хозяйками были разные императрицы. А вам кто из них ближе, интереснее?
— Мне особенно интересна Елизавета. Та самая, которую попрекают сотнями платьев. Хотя чего попрекать — это такое естественное увлечение для женщины. Да и не это в ней было главным. Во времена правления Елизаветы Петровны, например, была отменена смертная казнь. Да, писала Елизавета с ошибками, воспитывалась по-домашнему, водила в Москве хороводы с дворовыми девушками. А потом какой-то внутренний перелом произошел. За этими хороводами, вареньем, прогулками в садах последовало формирование характера, качеств лидера. Я думаю, что это было унаследовано ею от отца. Правила она мирно и разумно, и, что мне особо импонирует, если она была чем-то увлечена, то погружалась в это целиком — начиная от пресловутых платьев и заканчивая постройками. Ведь знаменитые золоченые фасады Екатерининского дворца при ней были созданы. «Сделаю так, что все вокруг ахнут!» — такая русская, такая женская идея. Она была не столь педантична и не так, как бы мы сейчас сказали, «выстраивала свой пиар», как Екатерина, но тоже привлекала к работе блестящих архитекторов и живописцев. Она даже в отрицательных проявлениях характера была яркой. Однажды одна из фрейлин посмела появиться при ней с таким же цветком в прическе. Елизавета при всех потребовала ножницы и обрезала цветок вместе с клоком волос. Ревнива по-женски и по-женски щепетильна: чтобы никто из окружающих не вздумал подняться до ее уровня.
Янтарная комната — наш бренд и «нефтяная скважина»
— Пригородные петербургские дворцы создавались для императоров и императриц, а не для миллионного потока туристов. Когда-то может наступить предел — дворцам трудно справляться с возрастающей нагрузкой…
— Для Екатерининского дворца предел уже почти наступил. Мы пытаемся корректировать расписание, сделать его более удобным для посетителей. На мой взгляд, оно сегодня, мягко говоря, небезупречное: в летний сезон с утра до полудня мы принимаем организованные группы, потом с 12 до 14 часов — одиночных посетителей, с 14 до 16 — снова группы, а дальше до вечера снова идут неорганизованные посетители. К следующему сезону, с июня по сентябрь, планируем отменить санитарные дни. В порядок все будем приводить зимой и в еженедельные выходные, которые, безусловно, останутся, чтобы пыль убрать, полы мастикой натереть. У нас также есть мысли по усовершенствованию процедур бронирования экскурсионных групп. В нынешний сезон мы стали работать на час дольше — кассы Екатерининского дворца закрываются в шесть вечера. Конечно, пытаемся заинтересовать наших гостей и парковыми павильонами, и Александровским дворцом, чтобы более равномерно распределить нагрузку. Но все говорят: Александровский дворец — это прекрасно, но мы хотим Янтарную комнату. А она всего-то девяносто шесть квадратных метров. И вот миллионы людей, что приезжают к нам, жаждут через эти метры пройти. Так что, с одной стороны, это наш бренд и «нефтяная скважина». А с другой — повод для серьезных размышлений о том, как принять миллионы желающих увидеть «восьмое чудо света» и сохранить его хрупкую красоту.
Метки: Музейное дело Про Петербург Про петербуржцев Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов