Оловянные солдатики — терпеливый народ
В память о войне 1812 года Эрмитаж открывает любопытную выставку
Оловянные солдатики, как и куклы, относятся к «вечным игрушкам», в которые человечество играет с незапамятных времен. Но, как сказал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, солдатики не просто игрушка: в России им всегда придавали особенное значение, они часто упоминаются в мемуарах известных людей.
Лейб-гвардии гусарский полк. 1812 год. Фирма «Хайнриксен», Нюрнберг. Вторая половина XIX века
«Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков. Все сыновья одной матери — старой оловянной ложки — и, значит, приходились они друг другу родными братьями. Это были славные, бравые ребята: ружье на плече, грудь колесом, мундир красный, отвороты синие, пуговицы блестят... Ну, словом, чудо что за солдатики!
Все двадцать пять лежали рядком в картонной коробке. В ней было темно и тесно. Но оловянные солдатики — терпеливый народ, они лежали не шевелясь и ждали дня, когда коробку откроют.
И вот однажды коробка открылась.
— Оловянные солдатики! Оловянные солдатики! — закричал маленький мальчик и от радости захлопал в ладоши.
Ему подарили оловянных солдатиков в день его рождения», — писал Ганс Христиан Андерсен в сказке «Стойкий оловянный солдатик», которой до сих пор зачитываются мальчишки. (Кстати, знаменитый датский сказочник сам коллекционировал солдатиков, его собрание представляло собой 30 000 экземпляров — хватило бы на целую армию!)
Ждал своего часа терпеливый оловянный народец в запасниках Эрмитажа. И дождался!
Солдатики для Эрмитажа имеют особое значение. В музейной коллекции военно-исторической миниатюры есть собрание знаменитого Льва Ракова, работавшего в Эрмитаже, а также известного как создатель Музея обороны и блокады Ленинграда. С 1938 года в стенах Эрмитажа существовала большая выставка «Военное прошлое русского народа», инициатором и создателем которой был Лев Львович. Его маленькая армия и составляет основу новой выставки.
В 1941 году в эрмитажную коллекцию вошло и собрание известного художника и искусствоведа, одного из идеологов «Мира искусства» Александра Бенуа. Он предпочитал так называемых объемных солдатиков, родившихся во Франции: «Из оловянных солдатиков особую страсть я питал к тем сортам, которые стоили дороже и являлись как бы аристократией среди прочего населения моих коробок. Это были «кругленькие», выпуклые солдатики... они продавались в коробках, в которых обыкновенно помещались еще всякие другие вещи: холщовые палатки, которые можно было расставлять, пушки на колесах и т. п.».
Много лет коллекционирует оловянных солдатиков заместитель директора Эрмитажа по науке, а также главный герольдмейстер России Георгий Вилинбахов, который признается, что до сих пор играет в солдатиков. «Мне эту страсть передал отец, который всю жизнь собирал и играл в оловянных солдатиков, — рассказывает Георгий Вилинбахов. — Мы расставляли их на столе в строгом боевом порядке. Начиналось сражение, которое шло по разработанным нами правилам. Азарт эти игры рождали такой, что забыть можно было обо всем на свете. Я и сейчас готов развернуть оловянное сражение на целый день… Безусловно, солдатик — это игрушка. Можно даже сказать — совершенная игрушка! Мальчишкам солдатики дают безграничный простор для воображения и одновременно — возможность «разыгрывать» реальную жизнь, сражения, великую историю. А для взрослых солдатики представляют эпоху, жизнь общества, уровень его развития, быт, культуру, привычки…»
На выставке будут показаны в основном плоские, так называемые нюрнбергские, солдатики. С их помощью будут воссозданы знаменитые сражения времен Отечественной войны 1812 года, в которой победу одержала российская армия. Несмотря на «игрушечность», битва двух великих армий выглядит впечатляюще. Стоит вспомнить, как маленькие оловянные солдатики из коллекции Михаила Люшковского однажды помогли кинорежиссеру Сергею Бондарчуку при съемках батальных сцен в фильме «Война и мир». Рисунок битв, реконструированных с помощью стойких оловянных солдатиков, рождался на монтажном столе, а потом уже переносился на натуру.
После завершения съемок Бондарчук отдал должное солдатикам, признавшись, что именно они помогли ему четко выстроить массовые батальные сцены.
И хотя эти бои отшумели очень давно, победа над Наполеоном до сих пор трогает душу каждого русского человека, которая преисполняется гордости за свою страну.
Фото предоставлено пресс-службой Государственного Эрмитажа