Газета выходит с октября 1917 года Friday 19 апреля 2024

Он — ленинградец

90 лет назад родился Кирилл Юрьевич Лавров — выдающийся актер театра и кино, один из корифеев труппы Товстоногова

«Он — ленинградец». Такими словами начиналась книга о Кирилле Лаврове, написанная Эмилем Яснецом в далеком 1977 году, но не потерявшая актуальности до сих пор. В самом деле, Кирилл Юрьевич был воплощением ленинградской — петербургской интеллигентности. Он родился в нашем городе в семье актеров Юрия Лаврова и Ольги Гудим-Левкович. Отец, кстати, стоял у истоков БДТ — театра, который сыграл решающую роль в судьбе Кирилла Юрьевича.

Правда, в конце 1930-х родителям пришлось переехать в Киев, где Юрий Сергеевич стал одним из ведущих актеров, а затем и руководителем Киевского русского театра имени Леси Украинки. Его сын, ушедший на войну в 1943 году в 17-летнем возрасте и служивший в Советской армии до 1950 года, после демобилизации приехал в этот театр, где и начался его профессиональный актерский путь. (Театрального образования у Кирилла Лаврова не было: он не мог поступить в вуз, поскольку из-за войны не окончил школу.)

Судьба распорядилась так, чтобы Лавров вернулся в Ленинград и вошел в труппу БДТ за год до того, как туда назначили Георгия Товстоногова, под руководством которого этот театр спустя несколько сезонов стал лучшим в СССР. Кирилл Юрьевич вспоминал, что сначала хотел уйти из БДТ, но Товстоногов предложил ему не торопиться, подождать еще год. И вскоре Лавров стал одним из лидеров этой труппы. Слава в «Пяти вечерах», Молчалин в «Горе от ума», Соленый в «Трех сестрах», Нил в «Мещанах»… эти роли вошли в число лучших актерских созданий XX века. Те, кто много видел Лаврова на сцене, считают, что кино (а он снимался в таких знаковых фильмах, как «Братья Карамазовы», «Укрощение огня», «Из жизни начальника уголовного розыска») только в малой степени раскрыло талант артиста. Лишний раз приходится пожалеть, что театр в отличие от кино — эфемерная и недолговечная материя.

На репетиции с Георгием Товстоноговым

Сцена из спектакля «Молодая хозяйка Нискавуори»

После смерти Товстоногова Лавров по единогласному решению коллектива стал худруком БДТ, взвалив на свои плечи нелегкую миссию — сохранить товстоноговский театр в очень тяжелое для всех время, 1990-е. Кирилл Юрьевич возглавлял БДТ до своей смерти в 2007 году и справлялся с этим блестяще.

Также Кирилл Юрьевич был депутатом Верховного Совета СССР и РФ, главой Союза театральных деятелей, оставаясь абсолютным авторитетом для всех: начиная от самых простых зрителей и заканчивая верхушкой власти. Его слово часто становилось решающим в театральных и общественных обсуждениях, его присутствие всегда вносило искренность и человечность в сухие официальные мероприятия. О помощи, которую им оказал Лавров, помнят сотни людей.

Отпевали Кирилла Юрьевича в петербургском храме Иоанна Богослова (Леушинское подворье), где и крестили в младенчестве. Не каждого Господь награждает такой удивительной рифмой.

Об актере корреспонденту «ВП» рассказали его дочь и внучка, продолжившие актерскую династию Лавровых.

Мария Лаврова, заслуженная артистка России, актриса БДТ им. Г. А. Товстоногова:

У меня нет ощущения, что папа исчез

— Мария Кирилловна, вас, наверное, часто просят вспомнить, каким Кирилл Юрьевич остался в вашей памяти. Спрошу немного по-другому: можете ли вы рассказать о какой-то ситуации, связанной с ним, которая наиболее точно выразила его человеческую сущность?
— Меня в самом деле часто спрашивают, каким отец остался в памяти, но я не могу ответить на этот вопрос, просто не понимаю его. Что значит «остался в памяти»? У меня нет ощущения, что папа исчез, что его нет рядом со мной, понимаете?.. Он живой для меня, абсолютно живой. И что касается его поступков в тех или иных ситуациях, тоже затрудняюсь ответить: настолько разный он был в своих поступках, да и настолько разные ситуации преподносила жизнь. Одно дело, когда я была маленькая, другое — когда я подросла и стала барышней или когда выходила замуж и так далее: это все совершенно разные периоды и разные ипостаси наших взаимоотношений. По отношению к Кириллу Юрьевичу, к его, как вы выразились, человеческой сущности сложно что-то сформулировать, настолько многогранной она была. Могу сказать только: спасибо, что Господь наградил меня возможностью всю жизнь провести рядом с папой, до самого его ухода. Мне не пришлось переезжать в другой город, мы работали в одном театре. Скажем, сам Кирилл Юрьевич гораздо меньше общался со своим отцом, чем я — со своим.

— Кирилл Юрьевич пришел в актерскую профессию из военных. Как в нем это сочеталось: большой опыт военной службы и актерская природа?
— Я об этом сочетании как-то не думала, но, наверное, оно во многом сказалось на его жизни и профессии. Кирилл Юрьевич был человеком очень обязательным, и его дисциплинированность накладывала отпечаток на его внешность. Папе — с его спортивным телосложением и его выправкой — часто давали роли военных, моряков, летчиков. Вообще самоорганизация — крайне необходимое для актера качество, без которого в нашей профессии почти невозможно состояться. Вероятно, армейское прошлое очень помогало папе и как актеру, и — много позже — как руководителю театра, но распространялось лишь на него самого. Армейских порядков вокруг себя он не заводил.

— Просматривая список ролей Кирилла Лаврова, обращаешь внимание (особенно на примере спектаклей Товстоногова), что он часто играл персонажей гораздо более молодых, чем он. Можно ли сказать, что это было обусловлено не только внешними, но и душевными качествами?
— Мне кажется, внешность вообще зависит от внутренних качеств. Папа всегда был жизнелюбивым (любил жизнь буквально до последнего), внутренне подвижным, выглядел моложаво, и это нередко пригождалось ему по роли.

— Когда вы впервые увидели его как актера?
— Это был, как я понимаю, спектакль Товстоногова «Правду! Ничего, кроме правды!». Меня, совсем маленькую девочку, наверное, не с кем было оставить, и меня взяли на спектакль, посадили в ложу. Но это смутное впечатление, как в тумане. А вот первая роль папы, которую я помню осознанно, — городничий в «Ревизоре».

— Вспоминая детство, вы часто рассказывали о своей любимой игрушке, подаренной отцом, игрушке от Валентины Терешковой. А были у вас еще какие-то памятные подарки от него?
— Конечно, он котенка мне подарил, когда я училась в первом классе! Я мечтала о собаке, но на собаку он, видимо, маму не уговорил. Папа был не против животных в доме, он любил их, но мама понимала, что он постоянно занят, я маленькая — а значит, кому придется заниматься животным? Вопрос риторический. Но на котенка она согласилась. И вот 14 октября, в мой день рождения, когда все гости уже собрались, вдруг раздается звонок. Входит папа с коробкой в руках, дает мне ее и говорит: «Аккуратно, не разбей». Я беру, думая, что там чашка или ваза… А внутри — маленький пушистый котенок! Потом я узнала, что папа с дядей Севой Кузнецовым (Всеволод Кузнецов, актер БДТ. — Прим. авт.) его вылавливали где-то на Каменном острове. Очень красивая кошка окотилась, а все котята разбежались по подвалам-чердакам… И знаете, эта кошка потом у нас очень долго прожила, 15 или 16 лет.

— Как Кирилл Юрьевич отнесся к вашему решению стать актрисой?
— Никак. Нейтрально: хочешь — поступай. Он меня не отговаривал.

— Моменты профессионального наставничества с его стороны были?
— Нет, папе это вообще не было свойственно — поучать, наставлять. Если окружающие люди (и я в том числе) учились у него чему-нибудь, то — на его личном примере. И в профессии — так же.

— Вам доводилось выходить с отцом на одну сцену, даже играть его дочь в двух спектаклях. То, что жизненная и сценическая реальности рифмовались, как-то помогало вам как актрисе?
— Ничего такого не было. На сцене он становился просто партнером. Очень внимательным, хорошим партнером.

Ольга Семенова, актриса стажерской группы БДТ им. Г. А. Товстоногова:

Я учила и мучила дедушку как могла

— Оля, оказал ли дедушка какое-то воздействие на тебя как на личность?
— Безусловно, огромное воздействие. При этом он никогда не наставлял, какого-то морализаторства с его стороны не было. Он оказывал влияние своим личным примером, самим масштабом личности, и с возрастом я это все лучше понимаю. Сейчас, принимая какие-то решения, я вижу, что мой выбор во многом определяет дедушка.

— Когда ты была маленькой, как вы любили проводить время?
— Любили в цирк ходить, в «Макдоналдс» — мне тогда лет шесть было, и «Макдоналдс» считался привилегией. Мы с дедушкой много играли, скажем, в школу. Я его сажала, как ученика, учила, мучила как могла. Он увлекался теннисом, маму к нему пристрастил и меня пытался. Я любила даже просто так сидеть рядом с дедушкой, придя к нему в гримерку или в кабинет.

— Какое первое твое впечатление о нем как об актере?
— Одно из первых ярких впечатлений — спектакль Темура Чхеидзе «Солнечная ночь», вышедший, когда мне было лет семь. Пока шли репетиции, меня брали в театр, и я знала, что мама и дедушка заняты в этом спектакле. И вот после генерального прогона я прихожу в гримерку к маме, которая играла главную роль: «Мама, мне так понравилось!.. но где был дедушка?» Оказалось, я его не узнала: он играл армянина, у него был шикарный грим, наклеенный нос, он говорил с восточным акцентом. И в целом образ получился настолько убедительным, что я дедушку не узнала.

— Я помню, как Кирилл Юрьевич пришел к нам в ТЮТ на спектакль «Пер Гюнт», где ты играла Сольвейг. (В школьные годы мы с Олей занимались в Театре юношеского творчества при Аничковом дворце. — Прим. авт.) Как дедушка относился к твоему стремлению стать актрисой, может, заявленному и не так сразу?
— Мое стремление было заявлено как раз сразу (родным я с детства говорила, что хочу стать актрисой), и поступление в ТЮТ было шагом к цели. Ни дедушка, ни мама — никто в моей семье — не хотели, чтобы я поступала на актерский, и долго отговаривали, обрисовывая в красках, сколь нелегка актерская судьба.

— Доводилось ли тебе выходить на одну сцену с Кириллом Юрьевичем?
— Я поступила в Театральную академию в тот год, когда он умер. Но 15 лет назад в БДТ к юбилею дедушки вышел спектакль «Перед заходом солнца» Григория Козлова по пьесе Гауптмана; Кирилл Юрьевич играл тайного советника Маттиаса Клаузена. В спектакле должны были участвовать дети, а в подобном случае всегда стремятся задействовать ребенка из театральной семьи; и нас на сцене было несколько маленьких артистов: я, Надя Толубеева, еще дети. Я играла даже две роли: сначала внучку Клаузена, а затем воспитанницу детского сада. Пару лет участвовала я в этом спектакле, а потом мы выросли, на замену нам пришли новые детишки, но я всегда приходила смотреть «Перед заходом солнца»: так сказать, контролировать новую смену. А после смерти дедушки я пересматривала телеверсию и смотрела уже на него…

А еще, оканчивая школу, я снялась с дедушкой в сериале-эпопее, который создавался несколько лет (рабочее название — «Разведенные мосты»). Клара Лучко и Кирилл Юрьевич сыграли там, по сути, свои последние значительные роли, но сериал по каким-то причинам остался на полке.

— Можешь ли вспомнить какую-то ситуацию, связанную с Кириллом Юрьевичем, которая «объемно» отразила его как человека?
— Как-то мы с ним шли по Кузнечному рынку, и старушка, стоявшая в паре шагов от нас, упала как-то особенно неудачно: она порезалась, потекла кровь. Старушка, как видно, была очень бедная, не особо опрятная, и прохожие в основном стояли в стороне. Дедушка же подскочил к ней, вызвал «скорую», в общем, мгновенно и очень активно включился в эту ситуацию. Может, ее не стоит глобально обобщать, но для меня она о многом говорит.

В роли Понтия Пилата в фильме Владимира Бортко «Мастер и Маргарита»

Кстати

К юбилею артиста откроют две выставки, а в БДТ проведут вечер его памяти.

- БДТ им. Г. А. Товстоногова (наб. р. Фонтанки, 65).

Выставка открыта в фойе театра. Фотографии напомнят поклонникам артиста о самых ярких его ролях, сыгранных в театре за полвека. На снимках Кирилл Лавров запечатлен в ролях Молчалина («Горе от ума», 1962), Соленого («Три сестры», 1965), Нила («Мещане», 1966), Городничего («Ревизор», 1972).

- Музей-квартира актеров династии Самойловых (Стремянная ул., 8).

С 16 сентября здесь можно посмотреть выставку «Народный артист. К 90-летию Кирилла Лаврова».

Кроме фотографий покажут сценические костюмы и личные вещи Кирилла Юрьевича. Почетное место в экспозиции займет футбольный мяч, который игроки команды «Зенит» подарили артисту.

Кирилл Лавров отлично рисовал. Наброски и карикатуры он часто делал на бесконечных официальных заседаниях, которые вынужден был посещать. Этот своеобразный дневник в картинках тоже можно увидеть на выставке.

Между тем

Ретроспектива фильмов с участием Кирилла Лаврова

С 15 по 17 сентября в киноцентре «Ленфильм» показывают фильмы с участием народного артиста.

15 сентября 

10.00. «Объяснение в любви».

14.00. «Долгая счастливая жизнь».

16 сентября

11.40. «Шизофрения».

17 сентября

12.00. «Ярославна, королева Франции».

Ну а для «Вечёрки» Кирилл Юрьевич был еще и капитаном футбольной команды БДТ. Дружеские матчи наших журналистов с актерами — это традиция, которую придумали в 1973 году Кирилл Лавров и вечёркинец Валентин Семёнов. С тех пор ежегодные встречи на футбольном поле стали одним из ленинградских — петербургских брендов

***

21 сентября на Малой арене стадиона «Петровский» состоится традиционный футбольный турнир «Кубок Кирилла Лаврова». С 10.00 до 16.00 на поле сразятся 12 театрально-футбольных коллективов. Будут вручены Большой и Малый кубки.

↑ Наверх