Он был из более благородной эпохи…
В понедельник в Петербурге на 77-м году жизни скончался режиссер Евгений Татарский
Проработавший на «Ленфильме» полвека, он был и останется навсегда одним из символов нашей фабрики грез, ее золотых лет.
Сейчас в новостях о смерти Евгения Марковича прежде всего упоминают его работу в сериалах «Улицы разбитых фонарей» и «Убойная сила». Это не совсем справедливо.
Евгений Татарский покорил миллионы своим двухсерийным телевизионным фильмом «Золотая мина» (1977), где блестяще сыграли Олег Даль и Любовь Полищук. Даль исполнил роль бандита, который в конце концов получает по заслугам. Героиню Любови Полищук тоже нельзя было назвать образцом для подражания. Красивая, эффектная, любящая красивую жизнь, на вопрос, учится она или работает, отвечала: «Учусь у жизни и работаю над собой». Но вот странность — именно эти герои вызывали у зрителей симпатию. Только представьте себе: конец 70-х годов, самый расцвет брежневского застоя — и вдруг на экраны выходит фильм, в котором асоциальные герои кажутся более человечными и привлекательными, чем правильные советские люди, стоящие на страже закона.
Телесериал «Приключения принца Флоризеля» (1979 — 1980), снятый по мотивам произведений Стивенсона, был не просто захватывающе интересным. Он стал образцом жанра, художественного вкуса и чувства стиля. Высшей степени мастерства, которого так часто не хватает современному кинематографу.
Поклонники Евгения Татарского, которые пишут сейчас комментарии к сообщениям о его смерти, называют любимого режиссера не иначе как Мастером.
В интервью, которое Евгений Маркович дал нашей газете накануне 70-летия, он рассказывал, что американцы, посмотрев его «Ниро Вульфа», спрашивали, часто ли он бывал в Нью-Йорке. Когда режиссер ответил, что никогда не бывал, очень удивлялись, настолько точно режиссеру удалось передать атмосферу, уловить черты гения места и эпохи. «На самом деле это мое представление о времени и стране, построенное на книгах, которые я читал, на фильмах, которые видел. В этом деле еще очень важна команда, с которой режиссер работает. Я могу биться головой о стену, объясняя художнику, чего именно я хочу, и не получить того результата, который получил в «Золотой мине», в «Приключениях принца Флоризеля»... Потому что там со мной работал замечательный художник Исаак Каплан. Я всегда очень дорожил людьми, с которыми работал. Моя команда так и переходила из картины в картину», — поведал режиссер.
Он рассказывал, что среди актеров, с которыми работал, было много очень хороших артистов и несколько гениальных. И у него со всеми складывались добрые отношения: «Даже после съемок мы не забывали друг друга, не прекращали общаться, звонили друг другу. Отношение Олега Даля ко мне (мы вместе работали на картине Иосифа Хейфица «Плохой хороший человек») стало понятным, когда я предложил ему сняться в малюсеньком эпизоде в моем двадцатиминутном дипломном фильме «Пожар во флигеле». Он задал один вопрос: «Женя, когда приезжать?»
Что же до сериалов про ментов и бандитов, то к ним режиссер обратился в 90-е годы, когда кинематограф переживал тяжелые времена: «Я сидел без работы, относительно и без денег. И вот мне позвонили из Москвы и стали уговаривать. Уговаривали долго и при этом льстили, причем не грубо, а приятно — цитируя мои фильмы. Уговорили. Но я поставил условие, что оператор будет мой, из кино. Я вернулся в Ленинград, а режиссер первой или второй серии уже снимал. Я приехал посмотреть на героя, после чего позвонил в Москву и предложил поменять актера, сказав, что иначе снимать не буду. В результате я занялся поисками нового героя и нашел Костю Хабенского, который тогда еще не был широко известен. Я очень уважаю профессионалов. Я учился у многих актеров, которые у меня снимались».
Непрофессионализма Евгений Татарский терпеть не мог. Рассказывал, как выгнал вон одну журналистку, которая перепутала имя великого режиссера Григория Козинцева.
Евгений Маркович много занимался общественной работой. Он возглавлял Союз кинематографистов в трудные времена — на рубеже XX — XXI веков.
Огромный успех завоевали его мемуары «Записки режиссера о многих и немного о себе», вышедшие в 2011 году.
Он был страстным поклонником футбола, считая, что в этом виде спорта есть конфликт и, значит, это роднит его в какой-то мере с искусством.
Светлана Кармалита, главный редактор киностудии «Ленфильм», киносценарист, вдова Алексея Германа:
— Все это очень тяжело. Просто перестал жить, приходить на студию, разговаривать с нами Женя Татарский. Очень много лет назад, когда Леша привез меня на студию, я уже знала его — мелькало имя Женя Татарский. Они с Лешей, по-моему, вместе работали у Володи Венгерова. Леша был человек очень остроумный. Но мне, воспитанной в строгих правилах, всегда казалось, что его шутки могут быть обидными. Я не совсем вошла тогда в жизнь киностудии и не знала еще, что все привыкли к его манере, никто не обижался. Мы с ним шли по длинному студийному коридору. Леша увидел Женю и пошутил в своем духе.
И вдруг Женя Татарский остановился и послал его таким невероятным матом! А я от восторга чуть не сошла с ума. Я хохотала как безумная: «Женя, еще! Ну скажи ты ему наконец!» С тех пор мы и подружились.
Женя был очень своеобразным и интересным художником. Он всегда был честен в своей работе — но, конечно, выразить себя больше он мог в своих собственных фильмах, не в «Убойной силе» или «Улицах разбитых фонарей».
Он был личностью, вокруг которой концентрировались доброжелательность, мастерство, ум. Он был свободным человеком — насколько вообще возможно в этой жизни. Многие с возрастом меняются. Становятся большими конформистами. Это вообще беда любого времени, а теперешнего — в особенности. И этого совершенно не было у Жени. Как придумала его природа, каким его сделали — так он и жил.
Еще он был очень спокойным. Не суетливым — это другая беда нашего времени. В нем была твердая уверенность в чем-то, что было доступно ему. И внешне это выражалось так, что он жил в соответствии со своими твердыми принципами — честью, достоинством, верностью друзьям и профессии.
Он был человеком из другого времени, из более благородной эпохи — как викторианские герои его «Приключений титулованной особы».
***
Прощание с режиссером состоится 27 февраля на киностудии «Ленфильм». Церемония начнется в Первом павильоне киностудии в 11.00. Вход в павильон будет открыт с Каменноостровского проспекта.
Похоронят мастера на кладбище в Репино.