Газета выходит с октября 1917 года Thursday 23 января 2025

«Он был на одной волне с поколением девяностых»

День рождения легенды рок-музыки, основателя и лидера группы «Нирвана» Курта Кобейна в Петербурге отметят рок-концертом

 

20 февраля 1967 года в американском городке Абердин, в семье домохозяйки и автомеханика родился мальчик. Никто не мог и подумать, что ему суждено стать человеком, который совершит настоящий переворот в рок-музыке и станет кумиром миллионов.

Курт Кобейн, 1993 год


Курт Кобейн — личность неоднозначная, к нему можно относиться по-разному, но сегодня уже нет смысла заниматься анализом его биографии, стоит просто знать, что его песни стали лейтмотивом целой эпохи. Кобейна нет с нами уже 19 лет, но его музыка до сих пор регулярно звучит на российских радиостанциях, клипы транслируются на телеканалах, а творческих последователей в музыкальной среде — не счесть.

Каждый год и в Москве, и в Петербурге проводятся фестивали в честь его дня рождения. 2013 год — не исключение, сегодня в клубе «Зал ожидания» пройдет сборный концерт гранж-коллективов.

Корреспондент «ВП» связался с разными «тружениками музыкального цеха» и задал им несколько вопросов.

«Нужно быть просто искренним»

Константин Чалых, гитарист и вокалист инди-рок группы «Мои ракеты вверх», известной как в России, так и в Европе:
— На мой взгляд, Курт Кобейн внес свежее звучание в рок-музыку, которая в конце восьмидесятых переживала глубокий кризис. Своим творчеством Курт объяснил людям, что не обязательно устраивать на сцене какое-то глобальное феерическое шоу, не обязательно играть на дорогих инструментах — нужно просто быть искренним. Искренность и простота — это основополагающие принципы его творчества, и они нашли отголоски не только у нас в России, но и во всем мире. Вот мою жизнь он изменил полностью. В 1992 году по телевизору я увидел клип «Нирваны» на песню «Литиум». На тот момент был еще весьма юн и никакого отношения к музыке не имел, но я был просто поражен, меня буквально сшибло с ног. Я тут же побежал к своей сестре, которая была старше. И стал просить, чтобы она съездила на «Горбушку», купила мне кассету. С того момента шесть лет своей жизни я прожил под музыку Курта Кобейна.

— Не удивлюсь, если вы скажете, что музыкой стали заниматься именно благодаря Кобейну…
— Вышло там все несколько иначе. Когда я был маленький, мне дедушка подарил балалайку, и я, играя на одной струне, подбирал понравившиеся мелодии. Только потом уже дома появилась акустическая гитара, и молодой человек моей сестры показал мне первый аккорд, а когда я его сыграл, оторваться уже не смог, и оказалось, что это увлечение на всю жизнь. И вот когда я понял, что умею зажимать много разных аккордов, я стал разучивать песни «Нирваны», пытаться подражать, копировать стиль игры Курта. Но на это я много времени положил: пусть его музыка и кажется довольно простой, но в ней полно нюансов, которые весьма сложно воспроизвести.

— Насколько творчество Кобейна актуально сейчас?
— Так или иначе каждый, кто в свое время открыл для себя «Нирвану», рано или поздно возвращается к ней — в зависимости от настроения, просто слушая или исполняя в группе «для души». Но все-таки времена грязного саунда прошли, сейчас все в том или ином виде завязывается на электронную музыку или рэп. Может быть, когда и это изживет себя, надоест и приестся, гранж будет возрожден, но все равно он будет уже не таким, да и случится это минимум лет через пять. Не раньше.

«Курт дал нам потрясающее направление для дальнейшего развития»

Андрей Дюковский, гитарист и вокалист группы «The Glue», одной из старейших гранж-команд в России:
— В году так в 1993-м я по телику увидел клип на песню «Нирваны» «Smells like teen spirit» и ошалел, ведь до этого ничего подобного слышать мне не доводилось. А летом 1994 года я встретился с приятелем, у которого была футболка с портретом Курта и годами жизни. Я был потрясен. И что-то в голове у меня щелкнуло: я накупил кассет, а следом и гитару. На самом деле Кобейн серьезно повлиял на поколение девяностых: его голос был каким-то родным, и пусть пел он на английском, сами интонации были столь берущими за душу, что этот голос становился ориентиром в том бардаке, который творился вокруг. Сейчас, конечно, гранж-музыка, в чистом ее виде, первоначальном, уже не смотрится. Нельзя выстраивать свое творчество, пусть и в рамках данного стиля, ориентируясь исключительно на «Нирвану». Но Курт дал нам потрясающее направление для дальнейшего развития и совершенно новую палитру звучания, кардинально отличающуюся от других музыкальных течений. Играя в стиле гранж уже десяток лет, я долго боролся с постоянным сопоставлением нашей команды с «Нирваной». Долгое время знакомые меня даже пытались называть Куртом, что конкретно выводило из себя. Но тембр голоса не изменишь, да и звучание коллектива нет смысла менять, если к тому, что ты делаешь, душа лежит. Только самосовершенствование и работа над нюансами позволила стать самими собой, хотя бы в рамках клубного андерграунда. Печально осознавать, что гранж как стиль в каком-то смысле обречен: и в России, да и во всем мире, наверное, ведь, поскольку он серьезно отличается от остальной рок-музыки, не всякий человек, слушающий мейнстрим, сможет его воспринять.

«Кобейн на российских музыкантов повлиял отрицательно»

Владимир Мехнин, звукорежиссер, саундпродюсер:
— Творчество Курта неоднозначно. Сама по себе его музыка, с точки зрения профессионалов, — элементарна и порой, простите за тавтологию, немузыкальна. Но если воспринимать «Нирвану» в целом, не только как музыкальный коллектив, но и как социокультурное явление, то это, несомненно, было определенным новаторством. Конечно, залогом бешеной популярности этого коллектива стало то, что на тот момент на западном музыкальном рынке царило однообразие, отсутствовали действительно яркие персонажи, а тут такое несовершенство! Для нас же Кобейн стал родным, наверно, именно благодаря своему социально-эмоциональному посылу: плохо одетый деклассированный элемент в прямом смысле кричит о том, как все плохо. При этом его музыка проста настолько, что кое-что можно «сбацать» в парадном на гитаре. И это нормально. Но есть и другая проблема. Работая на студии, я повидал множество «недогитаристов», которые, наслушавшись Кобейна, подумали, что если у них нет слуха, голоса, чувства ритма, то их, с позволения сказать, «творчество» тоже прокатит. Могу спорить, что многие подумали: «Зачем учиться хорошо играть, повышать свой уровень, если можно просто колошматить три аккорда, ведь так делал Курт!» И когда мне приходилось объяснять молодым ребятам, пришедшим на запись, причины, почему у них ничего не получается, то они очень удивлялись многому, но тут же находили себе оправдание: «Да ладно, Кобейн же так делал!» Наша национальная проблема в том, что мы выбираем сразу же простой путь, особенно если нам его показать. Поэтому я могу сказать, что на российских музыкантов Курт Кобейн повлиял сугубо отрицательно. Порой, когда я слышу новый релиз наших рокеров, я невольно морщусь — «черт, опять кто-то фанател от «Нирваны»!

Александр Кузмичев, организатор фестиваля «KURT COBAIN BIRTHDAY FEST 2013» в Москве и Санкт-Петербурге:
— Суть нашего фестиваля проста — объединить хороших людей вокруг хорошей музыки. С 2006 года нам удалось вывести фестиваль из подполья в уважаемые клубы, работа с которыми означает серьезные финансовые риски. Но все же, если бы нам это не нравилось, смысла заниматься всем этим не было бы.

 

↑ Наверх