Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Он часто играл комедийные роли

8 апреля на 76-м году жизни умер народный артист России Анатолий Равикович. Один из известнейших актеров театра и кино.

Хоботов в «Покровских воротах» — обаятельный интеллигент, покоривший зрителей не одного поколения, и коварный кардинал Мазарини из «Возвращения мушкетеров». Рыжий чудак Карлсон из легендарного спектакля Театра имени Ленсовета «Малыш и Карлсон». И пьяница Мармеладов из спектакля Игоря Владимирова «Преступление и наказание»: в этой роли убедительно прозвучала трагическая интонация Равиковича. Впрочем, все роли, сыгранные Равиковичем в театре и кино, невозможно перечислить — не хватит газетной полосы. Четверть века прослужил Анатолий Юрьевич в Театре имени Ленсовета, почти столько же — в Театре Комедии имени Акимова, куда он пришел в 1988 году вместе с женой Ириной Мазуркевич.

В фильме «Покровские ворота».

До последнего времени он выходил на сцену в роли Гаука в «Средстве Макропулоса». 

Кроме того, за последние два года снялся в двух фильмах. В картине о Доме ветеранов сцены он сыграл в звездной компании своих современников — прекрасных актеров советской эпохи:  Армена Джигарханяна, Тамары Семиной, Татьяны Конюховой… А второй фильм — про гражданскую войну в Азербайджане — снял Юлий Гусман. 

Совсем недавно артист представил публике свои мемуары под щемящим названием «Продолжения не будет». Книга получилась замечательная, артист не просто остроумно и выразительно рассказал о буднях и праздниках закулисной жизни; его воспоминания о детстве, о родителях и друзьях оказались помещены в широкий исторический контекст.

Смерть Анатолия Равиковича — невосполнимая утрата для петербургского театра и всего театрального искусства России.

 

С Алисой Фрейндлих в спектакле «Малыш и Карлсон».

Художественный руководитель театра Комедии Татьяна Казакова:

 

— Мы всегда будем помнить Анатолия Юрьевича как незаурядную личность. Как великого актера, который сочетал комедийный дар с трогательностью и ранимостью. Он дарил радость, заставлял весь зал смеяться — притом что судьба его была драматичной. Когда у Равиковича было хорошее настроение — это был такой взрыв искрометного веселья, что вряд ли у кого-то хватит таланта передать это словами. В компании с ним невозможно было заскучать: постоянно какие-то розыгрыши и анекдоты.

24 декабря ему исполнилось 75 лет. Раньше Анатолий Юрьевич всегда отказывался от празднования юбилеев. Он критиковал масштабные чествования актеров и обожал пародировать это. Однако в этот раз его удалось уговорить выйти на сцену в качестве юбиляра. После бенефисного спектакля «Средство Макропулоса», на который пришли многие его друзья и коллеги, он обратился к зрителям с простыми и сердечными словами. Сказал, что всегда оставался честным перед зрителем. Многие плакали. В этом был весь Равикович. Интуитивно мы понимали, что он прощался с нами.

Последнее время Анатолий Юрьевич болел, отчего спектакли с его участием шли все реже. Он никому не показывал, что ему тяжело. А его исключительное мужество и благородство не позволяли в полной мере осознать масштаб болезни.

Анатолию Юрьевичу очень повезло с женой, Ириной Мазуркевич. Это крайне редкий пример счастливой актерской семьи. Они жили друг для друга, и всегда ощущался их единый взгляд на жизнь и на искусство.

 

С Сергеем Перегудовым в спектакле «Свидания в предместье».

Валерий Никитенко, народный артист России:

 

— В Театр комедии Анатолий Равикович пришел уже зрелым художником, имея за плечами огромный опыт. Я помню, как волновался он в тот момент: все ли сложится, как они с Ирой впишутся в эту труппу? Но все оказалось так, словно они работали здесь много лет. Анатолий был открытым, легко находил общий язык со всеми. А как его принимали зрители — это надо было видеть!

Он был невероятно остроумным, интеллигентным, не терпел какого-либо проявления халтуры — и вообще представлял собой уходящее поколение, которое помнит, что такое нравственность, порядочность и трудолюбие. Он был из числа «штучных артистов», а если учесть, что при этом еще и артистом комедии (прирожденным, от Бога!), то уникальность его возводится в степень. И надо сказать, при всей невероятной популярности Анатолий Равикович был очень стеснительным и скромным. В его облике было что-то беззащитное. Его смерть — огромная потеря и для нашего театра, и для российского искусства в целом.

 

Гражданская панихида состоится в среду, 11 апреля, в 11.00 в Театре Комедии.
После этого Анатолий Равикович будет погребен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

 

Евгений Авраменко. Фото предоставлены пресс-службой Театра Комедии
↑ Наверх