Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Он любил театр до безумия

2 марта не стало Александра Белинского

Человек-легенда. «Последний из могикан». Он умер в Петербурге после долгой болезни, не дожив чуть больше месяца до 86-летия. Народный артист России, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии, обладатель «Золотого софита». В 2013 году Александр Аркадьевич был удостоен Российской национальной театральной премии «Золотая маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.

Его многогранность и неутомимость поражали. Александр Аркадьевич Белинский был режиссером театра, кино, балета и телевидения, прозаиком, сценаристом, телеведущим и даже актером.

Его творческий путь был причудливым и непредсказуемым. Здесь и неоконченный театроведческий факультет ГИТИСа, где Белинский учился у великого критика Павла Маркова; и учеба у не менее великого Бориса Зона — на режиссерском факультете в родном Ленинграде. И практика в Кировском (Мариинском) театре, благодаря которой будущий режиссер влюбился в балет и чуть не ежедневно ходил на репетиции балетной труппы. И встреча с Аркадием Райкиным, которого Александр Аркадьевич называл своим «самым главным учителем». И создание ленинградского «Театра капустника», который просуществовал четверть века.

Сложно назвать советских звезд, с которыми не работал бы Александр Белинский. Среди них — Евгений Лебедев, Нонна Мордюкова, Андрей Миронов, Наталья Гундарева, Сергей Юрский, Олег Табаков, Алиса Фрейндлих. Миллионы телезрителей помнят его работы: «Кюхля» (1963), «Двенадцать стульев» (1966), «Записки сумасшедшего» (1968), «Прощай, оружие!» (1970), «Лев Гурыч Синичкин» (1974), «Трактирщица» (1975). Он был режиссером «Голубого огонька» и «Кабачка «13 стульев» и автором множества программ на «Культуре».

В 1995 — 2002 годах Александр Белинский возглавлял петербургскую Музкомедию. «Мистер Икс» держится в репертуаре уже более 15 лет.

Режиссер ставил в разных театрах нашего города, но наиболее протяженным стало его сотрудничество с Ленинградским театром имени Ленинского комсомола (ныне «Балтийский дом»). Сюда его пригласил Георгий Товстоногов, возглавлявший тогда этот театр (еще до ухода в БДТ). Режиссерский путь Белинского отсчитывают с дебюта на этой сцене: «Кто смеется последним» по Кондрату Крапиве, 1953 год. Завершился этот путь там же: в 2013 году Александр Аркадьевич выпустил к своему 85-летию спектакль «Горе уму». Спустя 60 лет после дебюта!

Накануне премьеры спектакля и собственного юбилея Александр Аркадьевич встречался с поклонниками в «Буквоеде». В беседе с ними был откровенен, ироничен по отношению к себе. И еще было заметно, что он подводит какие-то итоги, вспоминая свою жизнь.

«Я родился 5 апреля 1928 года в Ковенском переулке, 9, — рассказывал Александр Аркадьевич. — Рядом с католическим костелом. Улица была вымощена булыжниками. Вдруг в одну ночь все заасфальтировали — приехал де Голль и захотел сразу пойти молиться. Моя нянька была католичкой, водила меня в этот великолепный костел. Вторая часть моей биографии началась в 1934-м, когда моя тетка свела меня в ТЮЗ посмотреть «Зеленую птичку» Гоцци. Это была чудная тема. И с этого момента у меня не было никаких отвлечений — я полюбил театр до безумия. А в 1961 году еще сильнее полюбил великое художественное телевидение на улице Чапыгина — когда пришел на него. В театре я сделал хорошего очень много. А на телевидении — просто много. Можете по моим книгам проверить, хвастаюсь я или нет».

Тогда, год назад, поздравить «дядю Сашу» (как любовно называли Александра Белинского артисты) с 85-летием собрался весь театральный Петербург. Громадный зал «Балтийского дома» был переполнен. И когда юбиляр отвечал на все эти поздравления и правительственные телеграммы — стало ясно: такую степень иронии над самим собой могут позволить себе очень и очень немногие. Она — знак мудрости и ясности, пусть «дядя Саша» и держал себя этаким неисправимым «старым сплетником» (название одной из его книг), жизнь которого соткана из курьезов и баек.

На этот счет у жизни оказался свой ответ. Возможно, он в том, что этот человек ушел от нас в такой красивый и «некурьезный» день, как Прощеное воскресенье.

Кстати:

С 2004 по 2009 год Александр Аркадьевич был автором и ведущим популярной программы телеканала «100ТВ» «Между прошлым и будущим» (ранее программа называлась «Когда проходит молодость»). Это уникальный художественный проект — рассказ от первого лица о самых заметных театральных постановках Петербурга, о телевизионных фильмах и об актерах русского театра и кино.

Впервые передача вышла в эфир в октябре 2004 года и называлась «Когда проходит молодость». Проект «Между прошлым и будущим» был приурочен к Году русского языка, и в рамках нового цикла были созданы программы о творчестве Гоголя, Чехова, Куприна и других классиков. 

Марис Лиепа и Екатерина Максимова в фильме-балете «Галатея». Режиссер — Александр Белинский. 1977 г.

↑ Наверх