Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

«Он не искал в глине, а точно знал, что делает»

На Каменноостровском, 67, открылась выставка работ Михаила Аникушина

Памятник Пушкину на площади Искусств работы скульптора Михаила Константиновича Аникушина на первый взгляд выглядит так, будто поставлен давным-давно, в XIX веке. Где-то одновременно с московским памятником Опекушина. Так и должно быть: Аникушин считается представителем классической, традиционалистской школы. То есть предполагается, что его работы больше связаны с чем-то вечным, чем с конкретным временем жизни скульптора.

В этом году, 2 октября, исполняется 95 лет со дня рождения почетного гражданина Санкт-Петербурга Михаила Аникушина. А в Балтийском медиа-центре на Каменноостровском проспекте, 67, открылась выставка скульптурных работ мастера. Здесь же представлены и фотографии.

Нина Михайловна 30 лет провела в мастерской отца и наблюдала, как он создавал шедевры..


Муки и радости
Я смотрю на фото: маленький Михаил Константинович в мастерской рядом с полноразмерной моделью того самого памятника Александру Сергеевичу. Скульптор скромно стоит, сложив руки. Гигантский Пушкин взмахивает рукой, как большая птица крылом. Он больше похож не на самого себя, а на аникушинского же Ленина, что стоит на Московской площади перед Домом Советов.

«Живьем» здесь выставлены бюсты скульптора: Чехов, утонченный, заостренный до болезненности. Еще один Пушкин — на этот раз мрачный, почему-то с обиженно надутыми губами. Композиторы Георгий Свиридов — весь как скала — и Рейнгольд Глиэр, в творческом изнеможении уронивший голову.
Черты лиц, мимика, позы — все здесь кажется преувеличенным, подчеркнутым. Это не классика, а какой-то экспрессионизм. А может быть, такое впечатление создает фактура работ, сохранившая всю прелесть незавершенности, творческого процесса.

— Я тридцать лет провела в мастерской вместе с папой и помню, как он работал, — рассказывает мне Нина Михайловна Аникушина, дочь скульптора.

— Были ли у него «муки и радости», в духе, знаете, Микеланджело?
— Он никогда не мучился. Нет, конечно, подготовительный процесс у него был долгим. Он много рисовал, делал эскизы, искал какое-то решение. Но когда у него в голове все созревало, работал очень быстро. Не искал в глине, а точно знал, что делает. Лепить было радостно, потому что идея уже была внутри.
Воскресенье — это для него был не выходной, а самый главный рабочий день. Потому что в воскресенье к нему не шли просители. Сколько он делал лишней работы! Заседал в Союзе художников, в комитетах, каждую неделю ездил в Москву... Его уже все проводники в «Красной стреле» знали.

— А когда работал — советовался ли с кем-нибудь?

— Нет, ни с кем не советовался, даже с правительством имел смелость не советоваться. И когда Пушкина делал на площади Искусств — ни с кем. Может быть, ему и пытались навязать какой-нибудь другой образ, но я не думаю, что он их слушал.
В 56-м он сдал памятник Пушкину, его утвердили в Министерстве культуры на отливку в бронзе. Потом папа уехал в Италию на две недели. Походил по музеям, «творчески отдохнул», как он сам пишет. Приехал — и за ночь разбил эту утвержденную работу. И за 4 месяца сделал новую — ту, которая теперь стоит на площади.

— А тексты Пушкина он, интересно, перечитывал, когда занимался памятником?

— Почти всего Пушкина он знал наизусть. Во всех беседах у него были сплошь цитаты из Пушкина. Его он обожал, как и Чехова.

К юбилею скульптора будет открыт памятник ему самому — в сквере Академии художеств — работы Николая Краюхина..


«Скульптурная группа современного автора»
— У меня на эту выставку большие надежды, — делится Нина Михайловна.

Оказывается, бюсты Пушкина, Чехова, Глиэра и Свиридова выставлены здесь не просто так. Наследники скульптора готовы передать бюсты в дар городу. Уже десять лет существует проект установки этих скульптур в сквере Аникушина на Каменноостровском, 56. Аникушин жил рядом, тут же была и его мастерская.

— Мы с мамой, Марией Литовченко, — говорит дочь скульптора, — думали, какие работы поставить, — и решили, что нужно обозначить важнейшие темы в жизни Михаила Константиновича. Это, естественно, Пушкин и Чехов. Память замечательных композиторов Георгия Свиридова, друга моего отца, и Рейнгольда Глиэра, написавшего гимн нашего города, Петербург пока никак не почтил. Поэтому их бюсты мы тоже хотели бы поместить в сквере.

Сейчас никто не помнит, что этот сквер посвящен скульптору, — даже гости выставки не смогли припомнить, где он находится. Там нет никакой таблички с названием. Половина сквера уже занята многоэтажным домом. Установленная скульптура «Дружба», она же «Танцующие девочки», работы самого Аникушина в Интернете описана как «скульптурная группа современного автора».

Губернаторы Яковлев и Матвиенко давали добро на установку бюстов, но никакого действия не воспоследовало. К нынешнему губернатору уже было направлено два обращения.
— Я верю, что чиновники решатся на этот шаг и откроют наш многострадальный сквер, — продолжает Нина Аникушина.

Правда, оригинальный бюст Свиридова был утрачен, и судьба его до сих пор неизвестна — на выставке представлена копия.
— За ним приехали и забрали его, — говорит Нина Михайловна. — Мы пока не знаем, кто именно, — предстоит расследование.

К счастью, есть и хорошие новости. Возможно, к юбилею скульптора будет открыт памятник ему самому — в сквере Академии художеств. Памятником занимается скульптор Николай Краюхин, который, кстати, тоже здесь присутствовал.

Скульптуру Глиэра родственники Аникушина готовы подарить городу..

— Памятник Аникушину был вашей идеей?
— Идее уже десять лет, — улыбается Николай. — Она родилась, еще когда я учился в Училище имени Рериха. В Академии художеств памятник Аникушину был моей дипломной работой. Работа длится уже больше года, памятник растет. С начальством все согласовано, ждут только меня. И к юбилею, к октябрю, я, конечно, уже закончу работу. Знаете, уж кто-кто, а Михаил Константинович, безусловно, заслуживает доброй памяти.

↑ Наверх