Он устраивал балы для бывших гримеров, артисток и статисток
Коллеги и друзья вспоминают Игоря Дмитриева и Александра Демьяненко
Разные судьбы, разные дарования. Демьяненко для многих поколений зрителей останется простодушным пареньком в очках — Шуриком из комедий Леонида Гайдая «Операция «Ы», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию». Сразу после триумфального успеха этих лент говорили, что артист может стать заложником одного образа. Что, в общем, и случилось, хотя Демьяненко сыграл в кино целый ряд серьезных ролей. Но в любом случае Шурик обогатил мифологию советского экрана. А вот Дмитриев всей своей органикой словно противостоял советской жизни. Всегда казавшийся героем былых эпох, он прославился ролями князей и принцев, светских львов и обольстителей. В старину такого артиста отнесли бы к амплуа фата. Но большая сценическая практика позволяла Дмитриеву развивать актерскую гибкость, пробуя разные краски. Зрители помнят его по фильмам «Старая, старая сказка», «Летучая мышь», «Сильва», «Идеальный муж» и многим другим.
Биографии Демьяненко и Дмитриева объединяет одна дата: с 1984 года они служили в Театре Комедии. Актеры, работавшие с ними в этом театре, в преддверии юбилеев согласились рассказать о своих выдающихся партнерах.
С Анатолием Равиковичем.
«Он с восторгом рассказывал, как его принимали в Америке»
Юрий ЛАЗАРЕВ, народный артист России:
— Игоря Дмитриева и Александра Демьяненко, несомненно, что-то объединяло. Это были люди в высшей степени порядочные, интеллигентные, достаточно мягкие. Они были одинаково сильно влюблены в профессию. Правда, Александра Сергеевича больше знали по киноролям, он мало играл на сцене, в то время как Игорь Борисович по натуре был в большей степени театральным актером.
Артисты масштаба Дмитриева за рубежом живут совсем в иных условиях, чем в России. Он с восторгом рассказывал мне, как его принимали в Америке, и это разительно отличалось от наших реалий. Диапазон его таланта удивлял широтой: Игорь Борисович играл и комические, и характерные роли, прекрасно чувствовал себя в музыкальном жанре, в нем била эксцентрика. Не без гордости говорю, что сейчас я сижу в гримерке за его столиком.
Работая с Демьяненко в кино и театре, я понял, что внешняя легкость, которой отличались его роли, обманчива. Он был трудяга, постоянно работавший над собой. И в жизни был удивительно скромен — несмотря на колоссальную популярность. Иные артисты лезли в кадр, распихивая друг друга, а Александр Сергеевич словно хотел остаться в тени. Запомнился такой эпизод. После съемок нас, артистов, провожали на самолет. Кто-то из важных персон, всегда сопровождавших Демьяненко, притащил ему в подарок ящик рыбы. И представьте: ящик падает, рыба рассыпается по всему трапу, а наша звезда начинает эту рыбу подбирать — под всеобщий хохот и аплодисменты. О чем это говорит? О простоте актера, которая всегда выражается в поступке. Для меня в этом был весь Александр Сергеевич.
Эру Зиганшину и Игоря Дмитриева сблизил «Милый лжец».
«Семья сделала его счастливым»
Ирина МАЗУРКЕВИЧ, народная артистка России:
— Александр Демьяненко был человеком высокой культуры: образованный, имеющий свой взгляд на искусство, разбирающийся в музыке и поэзии. Высокой культурой отличалось и его отношение к людям. Он был настоящим русским интеллигентом.
Александр Сергеевич, конечно, переживал, что его ассоциируют исключительно с Шуриком. Стеснялся этого, слегка раздражался, хотя, наверное, понимал, что благодаря этой роли войдет в историю. Мне кажется, Демьяненко считал себя артистом не столько комедийным, сколько драматическим. Его привлекал материал, предполагающий острый драматизм. Но режиссеры боялись рискнуть и предложить ему роль, которая опровергла бы знакомый образ.
Будучи известным киноактером, Саша на протяжении жизни не много играл на сцене и в Театр Комедии пришел в солидном возрасте. Это наложило отпечаток на его отношения с театром. В труппе его очень любили и уважали, но сам Саша был человеком замкнутым. Он не нуждался в коллективе как в той среде, где развлекаются, балагурят — и завязывают нужные знакомства. Но дело не только в этом. Существование актера на сцене совсем иное, чем в кино. И надо сказать, на репетициях этот всенародный любимец с открытостью ребенка задавал вопросы, советовался, прислушивался к партнерам. На почве этого мы и подружились.
Трудности актерской судьбы нередко сопровождают неудачи в семейной жизни. Но Саше повезло: в своей семье он ощущал себя любимым и находил поддержку в непростые периоды. Можно было позавидовать его теплым отношениям с женой Людмилой и приемной дочерью — ныне известной актрисой Анжеликой Неволиной. Это то, что делало его счастливым.
«Weekend с убийством». Джуд Вессон — Александр Демьяненко, Арчибалд Макклинз — Владимир Котов.
Светлый герой
Александр Демьяненко не любил давать интервью, вообще к журналистам относился с настороженностью. Но кинокритику Дмитрию Савельеву повезло: ему удалось поговорить с актером накануне 60-летнего юбилея. С согласия автора публикуем фрагмент интервью.
— Мне кажется, что в годы, когда вы шли в гору, гайдаевский Шурик сыграл с вами недобрую шутку. С одной стороны, сделал народным героем с бешеной популярностью, а с другой — вцепился в вас мертвой хваткой и заставил многих режиссеров видеть в вас исключительно Шурика, из-за чего вы не сыграли те роли, которые могли сыграть. Не держите на Шурика зла?
— О прошлом нечего жалеть, хотя то, о чем вы говорите, наверное, сыграло свою роль. Так уж случилось, что именно Шурик наиболее популярен. Досадно, ведь я не только Шурика сыграл. Но для меня «Операция «Ы» и «Кавказская пленница» — это совсем не «Мир входящему», не «Мой добрый папа» и даже не «Угрюм-река». Те роли оказались в забвении, зато все помнят Шурика, где я, как актер, не сделал ничего не то чтобы сверхъестественного, а просто ничего серьезного... Потребовался Гайдаю светлый герой — он пригласил меня.
— Вы действительно познакомились с будущей женой во время работы над озвучиванием одной из западных картин?
— Так оно и было. Прошло больше двадцати лет, как мы вместе. Я был тогда женат, у Людмилы была дочка Лика. Сейчас она известная актриса Анжелика Неволина.
— Вы ведь в последнее время не только репетировали роль в «Антигоне», но и снимались в одной из первых отечественных мыльных опер «Клубничка». Не секрет, что многие не оценили ее аромат. Вам он по вкусу?
— Сначала было не то чтобы стыдно, а как-то неловко за качество текста. Он вызывал недоумение, прямо скажем. Западные сериалы делаются в другие сроки и за другие деньги. А поскольку у нас свои условия игры, то и товар получается соответствующий.
— Какие же у нас условия игры?
— Это настоящая работа на износ. По напряжению ее можно сравнить с работой на шахте. Мы делаем по одной серии в день, напряжение колоссальное. И сейчас я уже по-другому к этой работе отношусь: не предъявляю к ней завышенного требования, но и второсортной ее не считаю. То, из-за чего возникает недоумение при чтении, на экране выглядит вполне удобоваримо благодаря усилиям актеров. Вызывает улыбку и даже иногда смех — а в наше время это уже большое дело. Потом, «Клубничка» худо-бедно позволяет актерам поддерживать форму, не говоря уже о материальной стороне дела. Работать все равно лучше, чем лежать на диване и медленно умирать.
«Алхимики». Лавуит — Александр Демьяненко, Сатл — Юрий Лазарев.
«Он не мог вписаться в советские стандарты, что у многих вызывало раздражение»
Эра ЗИГАНШИНА, народная артистка России:
— Дмитриев был фантастической личностью. Можно долго подбирать эпитеты, вспоминать разные ситуации, но выразить словами, в чем состояла его уникальность, невозможно. У меня такое чувство, что остались, уж простите за грубость, какие-то ошметки памяти, по которым не воссоздать образ артиста. И в этом вся печаль.
Стало привычным, вспоминая Игоря Борисовича, говорить: это был «аристократ», «дворянин от искусства». Я убеждена, что не только от искусства, но вообще по жизни. В чем это проявлялось лично для меня? Гастролируя, мы с Дмитриевым объездили нашу страну от моря до моря, и это был тот артист, который никогда не заедет к себе в гостиничный номер, не убедившись, что его партнершу поселили с удобствами. (Ведь он был народным артистом, я же в ту пору — заслуженной, а это предполагало, что и встречают нас по-разному.) В поезде я должна была лежать только так, чтобы не дуло от окна. Эти примеры неподдельной заботы потрясали, у меня никогда не было подобных партнеров. Но Игорь Борисович делал это естественно, без какого-либо усилия над собой.
Дмитриев с его неординарностью не мог вписаться в советские стандарты, что у многих вызывало раздражение. Со всеми радушный и никогда не казавшийся букой, он между тем очень немногих подпускал к своей личной жизни. При всей барственности это был бескомпромиссный человек. Что, возможно, и породило слухи о его трудном характере. Немало говорили и про мой дурной характер, может, поэтому нас и сблизил спектакль Театра Комедии «Милый лжец». Пьеса ведь про что? Встречаются Бернард Шоу и актриса Стелла Патрик Кемпбелл, о которых ходят всякие слухи и легенды. Я видела разные варианты «Милого лжеца», в том числе с Ангелиной Степановой и Анатолием Кторовым. Они понимали друг друга с полузвука, но казалось, что их история — про каких-то небожителей. Зритель понимал, что подобных людей сегодня не встретишь. Наша с Дмитриевым история была земная и очень простая. Но я убеждена, что наш вариант был самый точный. Бесконечно жаль, что спектакль не успели снять на пленку.
Игорь Дмитриев в моноспектакле "Свечи нагорели"
Рудольф Фурманов, народный артист России:
— Воспоминания об Игоре Дмитриеве у меня самые светлые. 40 лет с ним были наполнены дружбой и активной работой. Был такой период в нашей жизни, когда нужно было зарабатывать деньги. Ездили с концертами. Давали порой по три, а то и по четыре-пять концертов в день. Это большая нагрузка. Он всегда великолепно выглядел, а на сцену выходил идеально одетым и причесанным. Представьте себе только: весь день в разъездах, несколько концертов в разных местах, усталость. Так вот он на каждый концерт надевал свежую белоснежную накрахмаленную рубашку! Сегодня, когда в актерской среде царит расхлябанность, об этом можно только мечтать.
Елена Алексеева, театральный критик:
— Если бы Игорь Дмитриев не был так неприлично хорош собой, то в юности, возможно, подался бы не в Школу-студию МХАТ, а в цирковое училище. У него было потрясающее чувство юмора и кураж завзятого ковёрного. Они спасали актера от слащавости, к которой порой подталкивали его изысканные манеры, медоточивый голос и повадки романтического героя. В эту бочку меда он неизменно (особенно в зрелые годы, когда стал подлинным мастером) добавлял по щепотке соли и перца. Иронией прикрывал дыры в несовершенной драматургии, чепухе, которой он вдоволь поиграл на сцене и на экране. А уж если доводилось выступать в классике, как, например, на сцене БДТ в «Талантах и поклонниках», то превращал роль в настоящий шедевр.
Как жаль, что в амплуа белого клоуна он толком не успел блеснуть. Вроде бы нашел себе пару — буффонного рыжего клоуна в лице Михаила Светина. Но дуэту этому не суждено было сложиться: две яркие индивидуальности поссорились в пух и прах. Так что Театру Комедии пришлось приноравливаться к их взаимному бойкоту, в последние годы жизни Игоря Дмитриева бывшие партнеры не встречались не только на сцене, но и за кулисами. А если снимались в одних фильмах или отправлялись на гастроли, то летали разными самолетами.
Великий выдумщик
Вера КАРПОВА, народная артистка России:
— Знаете ли вы, что Дмитриев («аристократ ИБ», как его называли) — праправнук Анны Павловны Шерер, ставшей героиней «Войны и мира»? Изысканность и благородство были присущи ему от рождения, но — и это очень важно — совмещались с озорством. Когда юный Дмитриев в числе других студентов Школы-студии МХАТ спросил у великого Москвина, какое самое важное качество для актера, тот ответил: до конца дней оставаться шалопаем. Игорь Борисович выполнил этот завет.
Он был великий выдумщик. Вот я отдыхаю на даче. Вдруг кто-то звонит в колокольчик. Выйдя на дорогу, я вижу телегу, запряженную лошадкой, на которой восседает конюх. Оказалось, это Игорь Борисович: «Принимайте подарок к 9 Мая». И протягивает красивый мешочек с удобрением. Какой лучший подарок для садовода? Ну конечно, удобрение — тем более если оно не химическое, а натуральное. И так Дмитриев объездил два садоводства — «Ленфильм» и «Культуру». В другой раз раздается звонок: «Верочка, выйдите на шоссе, я отвезу вас к себе на дачу. Предстоит большой бал. Форма одежды — длинное платье». — «Игорь Борисович, мне неловко, у меня сломана рука». — «Но рюмочку вы сможете держать в другой». На этом приеме я была, наверное, самой здоровой, поскольку Дмитриев собрал древних, всеми забытых старушек: бывших гримеров, помрежей, артисток и статисток. И весь вечер их развлекал.
Подготовили Евгений АВРАМЕНКО и Михаил СОБОЛЕВ, фото предоставлены пресс-службой Театра КомедииМетки: Памятная дата Подмостки Кинозал Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов