Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

Она мужчина

До 26 мая в Музее истории религии открыта выставка «Многоликая Каннон.

 

До 26 мая в Музее истории религии открыта выставка «Многоликая Каннон. Образы бодхисатвы в России и Японии», посвященная одному из самых почитаемых персонажей буддийского пантеона — бодхисатве милосердия и сострадания Каннон.

 

 

Изначально бодхисатва милосердия и сострадания был мужчиной и в разных странах звался по-разному: на родине буддизма в Индии — Авалокитешвара, в Тибете — Ченрезиг, в Бурятии — Арья-Бало. А когда буддизм распространился в Китае и Японии, бодхисатва предстал уже в женском обличье: в Китае он/она стал зваться Гуаньинь, в Японии — Каннон. Сегодня сложно найти храм в Китае или Японии, где не было бы изображения Каннон-Гуаньинь (самые древние из них датируются VI столетием). Считается, что именно Каннон-Гуаньинь хранит семейный очаг и покровительствует деторождению. Часто ее изображают тысячерукой — в знак того, что она может помочь всем страждущим, причем одновременно.

Поскольку на выставке представлены экспонаты и из Японии и Китая, и из Тибета, Монголии и Бурятии, вы увидите бодхисатву и в женском обличье, и в изначальной мужской ипостаси. Правда, если совсем честно, нам, европейцам, довольно трудно понять, какая из статуэток в изящных позах и с утонченно-спокойными лицами изображает мужчину, а какая женщину. Разве что белые японские фарфоровые статуэтки — явно женщины…

 

 

Впервые посетители музея смогут познакомиться с работами современного японского художника Вады Кацуми. Как рассказал генеральный консул Японии господин Итиро Кавабата, художник в прошлом году посетил Петербург, был совершенно потрясен и решил подарить свои картины музею. Они созданы в технике традиционной японской живописи на традиционной же бумаге «васи» (сделанной, между прочим, вручную) и изображают памятники буддийской скульптуры, хранящиеся в храмах Японии и в музеях мира. «Благодаря этим картинам можно увидеть срез духовной жизни Японии», — подчеркнул господин Кавабата. Настоятель дацана Гунзэчойнэй Буда Бадмаев также остановился на духовной составляющей экспозиции: «Каннон — олицетворение бодхисатвы милосердия и сострадания. Это — основа познания окружающего мира. Сострадание ко всем живым существам — главное в буддизме: на протяжении всех своих жизней человек совершенствуется, в том числе и путем сострадания». А куратор выставки, ведущий сотрудник музея Сергей Шандыба, обратил внимание на то, что картины Вады Кацуми знакомят одновременно и с живописью, и со скульптурой. «Эта выставка — противовес глобализации, еще одно напоминание о том, что все мы разные, — добавил Сергей Вячеславович. — Жаль только, что продлится она недолго, но иначе нельзя: мы выставляем старинную японскую живопись на ткани, а в зале невозможно обеспечить нормальный температурно-влажностный режим, поэтому шедевры могут покидать хранилище лишь на короткий срок».

 

Татьяна КИРИЛЛИНА, фото автора
↑ Наверх