Газета выходит с октября 1917 года Sunday 24 ноября 2024

Они — первые

19 февраля на Первом — премьера фильма «Ленинград»

Это случится наконец. То, чего ждали так долго; то, что так долго снимали — здесь, в Петербурге (наши корреспонденты делали репортаж со съемочной площадки фильма). Еле управились за три зимы: то деньги кончались, то погода была неблокадная: зимы 41-го, 42-го и 43-го были лютые, а во время съемок снежная каша под ногами хлюпала. Теперь все позади; и вчера первую серию в ознакомительных целях презентовали журналистам. С присущим Первому каналу пафосом, пригласив на просмотр жителей блокадного Ленинграда, позволив им поприсутствовать на встрече с артистами, которые ради такого случая смогли оторваться от дел и посетить.

Правая рука гендиректора Первого Константина Эрнста Анатолий Максимов сказал, что «Ленинград» — первый из той, как он надеется, огромной волны фильмов о войне, которая должна вот-вот нахлынуть. «Долг кинематографистов — снимать о войне. Хотя несоотносимость страданий тех людей с нашей нынешней жизнью ставит под удар опыт первопроходцев. Но мы первыми входим в эту зону». И (додумаем за Максимова) — гордимся этим. Несоотносимость страданий налицо: как сказал сотрудник Музея обороны и блокады Ленинграда, «война — дело не гламурное». Наверное, у создателей фильма такого намерения и не было, а напротив, были только намерения благие и искренние, но, как говорил Жванецкий, «что-то мешает поверить в эту латынь». Особенно после беглого осмотра экспозиции музея, где и дневники, и костюмы, и страдания — все подлинное. Продукция Первого канала — старательная реконструкция, сделанная с должным пиететом к подобного рода материалу. Непосредственные участники событий (петербуржцы, пережившие блокаду), однако, остались довольны, и даже очень, — претензий нет, только благодарность. Хотя делали не только и не столько для них, сколько для тех, кто войны не знал, от артобстрелов не прятался и никогда не пробовал студня из столярного клея. «Я понял, — сказал режиссер Александр Буравский, — что все меньше и меньше люди знают о войне. И что мне надо не просто рассказать историю, а сделать очень много вводок и разъяснений».

Так появились в фильме иностранные журналисты и исполняющие эти роли заграничные звезды Мира Сорвино и Гэбриел Бирн — пришельцы, чей вопрошающий взгляд со стороны позволил дать объяснения новому, малоосведомленному поколению. Фильмов о войне действительно почти не снимают — невыгодно. Невозможно, чтобы на Первом не думали о выгоде; и наверняка популяризация столь непопулярной темы, влетевшая в копеечку, каким-то образом должна принести дивиденды. Но пусть даже и так, хоть в виде старых песен о главном мы получим свою порцию напоминаний. В любом случае за попытку — спасибо.

↑ Наверх