Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Они такие хрупкие, что для них опасен даже лунный свет

В Музее театрального и музыкального искусства можно узнать, как выглядят костюмы Инея и Кофейного зерна. В течение двух месяцев здесь работает выставка «Флора и фауна русской сцены»

Считается, что ни одному актеру не под силу переиграть кошку. Животные — прекрасные и удивительные создания природы, грациозные и естественные. И все же множеству актеров приходилось перевоплощаться в Конька-Горбунка, мерина Холстомера или в мотылька. Но звери и насекомые — это еще не самое сложное. Попробуйте вообразить себе, как можно сыграть роль Кофейного Зерна, Молока или Инея! А как вам роль золотой и серебряной утвари?
О том, как справлялись с этими задачами балетные и драматические артисты русского театра, рассказывается на выставке «Флора и фауна русской сцены», которая будет еще два месяца открыта в Музее театрального и музыкального искусства на площади Островского.

На презентацию выставки были приглашены студенты «костюмных» факультетов Театральной академии и Университета технологии и дизайна. Многие из них пришли в собственноручно сшитых костюмах.

Выставка уместилась в сравнительно небольшом зале, но перед нами проходит несколько веков русского театра, воплощенных в костюмах, выполненных руками мастериц.

«Костюмы делались теми же мастерицами, которые обшивали Императорский двор. По сути, это произведения haute couture, драгоценная ручная работа, — рассказала корреспонденту «ВП» директор Музея театрального и музыкального искусства Наталия Метелица. — Вспоминаю, как в 1987 году в Эрмитаже проходила ретроспектива французского кутюрье Ива Сен-Лорана. Так получилось, что дизайнеры, делавшие эту выставку, побывали в нашем музее. Увидев несколько костюмов из нашей коллекции, они были потрясены. И попросили белые перчатки. Мы сначала не поняли — решили, что они спрашивают о каких-то аксессуарах к нашим костюмам. Но оказалось, что они просили белые перчатки для себя, чтобы не прикасаться к драгоценным костюмам руками.

Они посмотрели костюмы с изнанки и воскликнули: «Это же haute couture!» И попросили устроить выставку костюмов из нашей коллекции в Париже. Мы сделали выставку балетных костюмов в начале 90-х годов. Она продлилась шесть месяцев! И все это время парижане стояли в очереди, так велик был интерес».

Наталия Метелица считает театральные костюмы произведениями haute couture, а знаменитый модельер Татьяна Парфенова сказала, что выставка вдохновила ее на создание новой коллекции.

К сожалению, делать костюмные выставки часто музей не может — для этого нужно специальное дорогостоящее оборудование. «Костюмы очень хрупкие, многим уже больше ста лет, — объяснила Наталия Ивановна. — И вообще ткани — очень деликатная форма музейного хранения. Хранить их даже более сложно, чем бумагу и картон, я уж не говорю о живописи и скульптуре. Костюмам может повредить не только солнечный, но даже лунный свет!»
Так что если у вас есть ребенок, обязательно выкроите время, чтобы показать ему это волшебство. Да и взрослому стоит побывать здесь, чтобы вновь почувствовать себя ребенком.

Потом костюмы будут опять упрятаны в фонды, и кто знает, когда их снова вытащат на свет божий?

«Мы хотели сделать прежде всего добрую выставку! — поведала «Вечёрке» научный сотрудник Музея театрального и музыкального искусства и куратор выставки Елена Федосова. — По-моему, получилось! Здесь есть все, что может создать веселое и праздничное настроение. Будто ты вдруг попал в сказку. Щебечут птицы. Огромная елка увита белыми розами и увешана старинными фотографиями балетных артистов. На белые драпировки проецируются силуэты порхающих бабочек, эльфов и фей.

Откинув белый тюлевый занавес, попадаешь в «детскую», где в свете прожекторов можно увидеть драгоценные эскизы костюмов к «Синей птице» Мориса Метерлинка. Это не просто эскизы, а скорее портреты действующих лиц пьесы, выполненные художниками Сергеем Воробьевым и Сергеем Пановым для выставки в Риме в 1911 году. Сахар, Огонь, Вода, Молоко, кошки и собаки. И само Время — неумолимое и быстротекущее. Это, пожалуй, самый жуткий персонаж, чем-то напоминающий античного бога Сатурна, пожирающего своих детей: с длинной седой бородой, с песочными часами и косой в руках. Этот альбом демонстрируется впервые.

В эскизах и костюмах воплощена история русского театра — от XIX до начала XXI столетия.

Елена Федосова также рекомендует обратить особое внимание на полный комплект эскизов костюмов к балету «Роман бутона розы». Здесь словно собран символический букет: костюмы Незабудки, Красной и Пестрой Гвоздик и даже Шипов Розы. Или вот костюмы Бабочек. Красивая Бабочка предназначена для блистательного Михаила Фокина, Полосатенькая Бабочка — для Вацлава Нижинского.

Зинаида Арсеньева
Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх