Газета выходит с октября 1917 года Saturday 4 мая 2024

Оно просто рядом. Каждый день

До 31 июля «NameGallery» приглашает на выставку Ольги Тобрелутс «Ландшафты небес»

Ольга Тобрелутс, заметный представитель неоакадемизма (и непременный член новиковской «Новой академии изящных искусств»), в свое время много поэкспериментировав с компьютерными технологиями, лет десять назад вернулась к живописи, а на этот раз обратилась к самому классическому ее жанру — пейзажу.

Здесь небо в разных видах — дневное, ночное, ясное, облачное. Часть работ выполнены как триптихи: большая картина — «небесная», а под ней — две маленькие, узкие «земные», представляющие собою условные идиллические пейзажи. На этих пейзажах — никаких людей и строений, но они все равно выглядят порождением цивилизации — благодаря манере, отсылающей нас к тысячам и тысячам старых — и не очень — мастеров. Небо при этом выглядит еще более огромным и первозданным, и таким же, как в жизни, совершенно не надоедающим, — даром что облака не двигаются.

Ландшафты небес. 2014.

«Если земля может быть далекой, то небо всегда рядом: едешь ли ты в машине, лежишь ли в больнице, сидишь ли на уроке… даже в камерах оставляют за­ключенным кусочек неба. Так что небесные ландшафты  всегда рядом с нами, а природные остались где-то внизу, на картинах ренессансных художников или в снах, ведь в природе почти не осталось нетронутых мест — мы везде. Мы все изменили, неизменным осталось только небо», — говорит художница.

На церемонии открытия к Ольге подошла коллега: «А я совершенно не умею рисовать небо…» — «Да что ты! Я тебя научу: иди от темного к светлому, и все», — ответила Ольга. При этом «Ландшафты небес» не просто возникли «из головы»: Ольга Тобрелутс признается, что не умеет рисовать без натуры, но натура ей «необходима как скелет для дальнейшей фантазии».

Помимо живописных есть на выставке и две скульптурные работы — белые фаянсовые «Сфинкс» и «Грифон», и произведение видеоарта — клип, изображающий небо в вечном движении. По мысли художницы, они делят экспозицию на три части: сфинкс символизирует ночь, грифон — день, а «виртуальный трехмерный небесный симулятор» — порождение человеческого разума. «Вместе они создают полное мое впечатление о небесном», — объясняет Ольга.

↑ Наверх