Оно просто рядом. Каждый день
До 31 июля «NameGallery» приглашает на выставку Ольги Тобрелутс «Ландшафты небес»
Ольга Тобрелутс, заметный представитель неоакадемизма (и непременный член новиковской «Новой академии изящных искусств»), в свое время много поэкспериментировав с компьютерными технологиями, лет десять назад вернулась к живописи, а на этот раз обратилась к самому классическому ее жанру — пейзажу.
Здесь небо в разных видах — дневное, ночное, ясное, облачное. Часть работ выполнены как триптихи: большая картина — «небесная», а под ней — две маленькие, узкие «земные», представляющие собою условные идиллические пейзажи. На этих пейзажах — никаких людей и строений, но они все равно выглядят порождением цивилизации — благодаря манере, отсылающей нас к тысячам и тысячам старых — и не очень — мастеров. Небо при этом выглядит еще более огромным и первозданным, и таким же, как в жизни, совершенно не надоедающим, — даром что облака не двигаются.
Ландшафты небес. 2014.
«Если земля может быть далекой, то небо всегда рядом: едешь ли ты в машине, лежишь ли в больнице, сидишь ли на уроке… даже в камерах оставляют заключенным кусочек неба. Так что небесные ландшафты всегда рядом с нами, а природные остались где-то внизу, на картинах ренессансных художников или в снах, ведь в природе почти не осталось нетронутых мест — мы везде. Мы все изменили, неизменным осталось только небо», — говорит художница.
На церемонии открытия к Ольге подошла коллега: «А я совершенно не умею рисовать небо…» — «Да что ты! Я тебя научу: иди от темного к светлому, и все», — ответила Ольга. При этом «Ландшафты небес» не просто возникли «из головы»: Ольга Тобрелутс признается, что не умеет рисовать без натуры, но натура ей «необходима как скелет для дальнейшей фантазии».
Помимо живописных есть на выставке и две скульптурные работы — белые фаянсовые «Сфинкс» и «Грифон», и произведение видеоарта — клип, изображающий небо в вечном движении. По мысли художницы, они делят экспозицию на три части: сфинкс символизирует ночь, грифон — день, а «виртуальный трехмерный небесный симулятор» — порождение человеческого разума. «Вместе они создают полное мое впечатление о небесном», — объясняет Ольга.