Газета выходит с октября 1917 года Friday 27 декабря 2024

Оно становится ближе. Но пока не стало

В Малом зале Музея нонконформистского искусства, что на Пушкинской, 10, до 23 июня открыта выставка живописи и фотографий Бориса Гребенщикова

Названия у экспозиции нет — наверное, потому, что имени автора в данном случае вполне достаточно.


удожник Евгений Орлов, директор Музея нонконформистского искусства, на церемонии открытия напомнил, что это первая персональная выставка БГ, но выставляться музыкант начал давно, еще в 1980-е, будучи одним из участников объединения «Митьки»: «Выставком не очень хорошо отнеcся к работам Бориса, но мы с Митей (Шагиным. — Т. К.) повесили их поздно вечером, на свой страх и риск». Сам БГ, хотя и присутствовал на открытии, речи говорить не стал, ограничился «спасибо», а на вопросы настырных журналистов отрезал: «Я не даю интервью» (при этом безропотно давал автографы и фотографировался со всеми желающими). Но реплику художника Сергея Ковальского оставить без ответа не смог — когда Ковальский сказал, что и он сам, и многие другие художники любят создавать картины на темы музыки и очень интересно, о чем думает или что чувствует музыкант, когда обращается к живописи, БГ вскричал: «Не думает — точно!» А после удалось подслушать, как в разговоре с Анатолием (Джорджем) Гуницким о творчестве Шинкарева Гребенщиков произнес задумчиво: «Чем слабее здоровье, тем сильнее ум». Поскольку здоровье у БГ, судя по всему, отменное (и дай ему Бог!), он всячески подчеркивает, что творит не «умом».

Странное происшествие во время восхода Луны. 1994

 

В основном Борис Гребенщиков создает пейзажи, но в центре композиции практически всегда — рукотворное сооружение, здание или памятник на фоне неба, причем помимо тривиального голубого оно бывает каким угодно. При создании фоторабот БГ, как сын своего века, применял новейшие компьютерные технологии, это придало привычным пейзажам (если не виденным, то знаемым по фотографиям) невиданные цвета… ну а в живописи вообще полная свобода — пиши как хочешь. 

В названиях нескольких работ присутствует слово «происшествие», но на картинах, на первый взгляд, ничего не происходит: в «Происшествии на Крюковом канале» вокруг колокольни Никольского собора — шедевра Саввы Чевакинского — небо вдруг прорывается, но только для умеющих видеть — это не вселенская катастрофа, не Армагеддон, а внутреннее ощущение...

↑ Наверх