Опять, как в годы золотые
До 20 января 2012 года в Инженерном (Михайловском) замке — выставка «Святая Русь», посвященная культуре Древней Руси с X до начала XVIII века. До этого «Святая Русь» (примерно 350 экспонатов из 19 музеев, библиотек и архивов России) была представлена в Лувре, а потом в Москве, в Третьяковской галерее.
«И когда мы претыкались на путях погибели, последуя бесам, и пути, ведущего к жизни, не ведали, к тому же бормотали языками нашими, молясь идолам, а не Богу своему и Творцу, — посетило нас человеколюбие Божие» — так пишет о крещении Руси митрополит Киевский Иларион в «Слове о законе и благодати» (XI век — совсем немного времени прошло после этих событий). К самым древним экспонатам выставки относятся свидетельства о языческой Руси: обломки меча, питьевые сосуды из рога — ритоны, маленькая медная фигурка языческого идола, разнообразные монеты и женские украшения. Но вскоре практически на всех предметах, окружавших человека, появляются изображения креста, Иисуса Христа, Богородицы и святых. Конечно, на выставке представлены иконы первых русских святых — князей Бориса и Глеба, крестившего Русь князя Владимира. Христианство — религия Книги, и вы увидите много древних рукописных книг — начиная с фрагмента первой датированной рукописи Остромирова Евангелия 1056 года. Кстати, для желающих приобщиться к книжной культуре (кто сумеет, конечно, разобрать древние письмена — а это под силу не каждому даже знающему церковно-славянский) рядом с некоторыми подлинными книгами находятся их электронные копии, страницы которых сами «переворачиваются». Ну, картинки точно можно посмотреть…
«В средние века искусство не разделялось на «высокое» и «малое», на собственно «искусство» и «прикладное искусство». «Высокие» и «малые» жанры выполняли вспомогательную роль по отношению к литургии, «собирались» в единое символическое пространство храма — средоточие всех искусств», — говорит заведующая отделом древнерусского искусства Русского музея Ирина Соловьева. Конечно, не надо идеализировать допетровскую Русь — она была очень разной, но мироощущение человека было по преимуществу религиозным, все — царь и нищий, праведник и грешник — «ходили под Богом» и не мыслили себя вне Церкви. Понять, как разрушало самобытность русской культуры западное влияние, несложно: достаточно сравнить иконы XII — XV веков с «фряжским» стилем Симона Ушакова («фрязинами» на Руси называли иноземцев): аскетические плоскостные лики сменились телесными, объемными. Хорошо ли это, плохо ли — наш излюбленный неразрешимый спор; несомненно одно — к сознанию средневекового русского человека мы не сможем возвратиться. Единственное, что нам остается, — приобщаться к красоте, подобную которой никому нынче не создать.
Татьяна КИРИЛЛИНАМетки: Пятничный выпуск
Важно: Правила перепоста материалов