Газета выходит с октября 1917 года Sunday 5 мая 2024

Опыт об руку с юностью

С 9 по 20 октября в Петербурге пройдет XXII Международный театральный фестиваль «Балтийский дом»

 

На сей раз его суммарная программа столь обширна, что одному человеку охватить ее всю не под силу. Так что придется делать выбор между спектаклями-хедлайнерами известных мастеров, опусами европейской молодежи — в программе-презентации театральных школ «Театральный fresh», читками свежих пьес, родившихся в странах Балтии, а также любопытными работами петербургских молодых команд, которые вошли в новую промоутерскую программу «Петербургский кейс. Новые имена».

«Зори здесь тихие» (программа «Петербургский кейс. Новые имена»)


Как известно, именно соединение мастерства и свежей крови приводит к самым плодотворным результатам. Даже маститых режиссеров, увенчанных славой, в известном возрасте может спасти только смелое и вдумчивое общение с молодежью. Только в этом случае юность не окажется возмездием (по мрачному замечанию Ибсена). Это доказала выдающаяся последняя премьера Льва Додина, это подтверждает работа самого значительного режиссера театрального прибалтийского пространства — Эймунтаса Някрошюса. Выпускники его прошлого курса оплодотворили не только самого мастера, но и все пространство театральной Литвы, блестяще существуя в проектах разных постановщиков. На нынешний фестиваль Някрошюс привезет своих новых питомцев, выпускников Вильнюсской консерватории — в без малого пятичасовой «Божественной комедии», которая откроет фестиваль 9 октября в 18.00. 

«Божественная комедия» (основная программа)

Чеховская тема на нынешнем фестивале представлена настолько обширно, что рассказ о ней стоит объединить в отдельный блок. Итак, «Дядю Ваню» будем смотреть в постановке экстремала-провокатора Андрея Жолдака (Украина), осуществленной им в частном шведском театре на территории Финляндии, где Жолдака практически боготворят. Очевидцы утверждают, что на сей раз Жолдак удивит зрителей тем, что действительно способно удивить: своей непохожестью на самого себя. Один из лидеров европейского театрального процесса — руководитель гамбургского театра «Талия» фламандец по происхождению Люк Персеваль как раз окажется самому себе верен. У него персонажи «Вишневого сада», как некогда герои «Дяди Вани», заговорят ультрасовременным языком и объяснят публике, что чеховская проблема нежелания расставаться с иллюзиями куда как актуальна и даже более остра сегодня. К чеховскому блоку относится и новая работа старого знакомца петер­бург­ских театралов режиссера-романтика из Таллина Эльмо Нюганена — он привозит спектакль Городского театра, которым успешно руководит уже более 10 лет. В основу этой работы под названием «Невидимые миру слезы» легли семь сатирических рассказов и две короткие пьесы Чехова. Наконец, на финал фестиваля для публики припасено еще одно чеховское действо: «Три сестры. Часть 1». Это перформанс московского художника Андрея Бартенева, в котором актеры существуют в разных пластических жанрах — классический балет, современный танец, цирковая акробатика, брейк-данс — под музыку композитора Феликса Вентураса. 

Что осталось еще? Не так и мало. Спектакль классика польского авангарда (вот такое вот парадоксальное, но единственно возможное определение) Кшиштофа Ясиньского «Король Лир», где заглавную роль исполнит собственной персоной Даниэль Ольбрыхский. Глазам зрителей предстанет безумный мир, в котором песчаные дожди уступают место ослепительному зареву пожаров и барабанному бою. 

«Джульетта должна умереть» (программа «Театральный fresh»)

Выдающийся литовец Оскарас Коршуновас, 15 лет назад создавший в Вильнюсе собственный театр, представит мощный, несмотря на камерность, спектакль «Миранда»: действие трагикомедии Шекспира «Буря» перенесено в запыленную советскую квартиру, где обитают отец и его больная — едва говорящая и не способная самостоятельно передвигаться дочь. Ностальгические детали быта преодолеваются на сцене шекспировским сюжетом, который отец в лицах разыгрывает перед дочерью. Сама она вступает в действие, только когда речь идет о дочери мага Просперо Миранде. Эмоциональный градус спектакля зашкаливает, вполне в соответствии с текстом Шекспира, благодаря колоссальной игре актеров.

Новые имена в афише XXII «Балтийского дома» — это латыш Валтерс Силис, поставивший спектакль «Легионеры» — о трех тысячах прибалтийцев, служивших в немецкой армии, бежавших в Швецию, но выданных советскому правительству. И Пиппо Дельбоно, лауреат премии «Европа — театру» в номинации «Новая театральная реальность», — он привезет спектакль «После битвы», образец синтетической постановки по текстам Кафки, Арто, Уитмена, Пазолини на музыку Верди и Паганини.

 

↑ Наверх