Оранжевые дни в белые ночи
В Новой Голландии открылся Фестиваль современного голландского искусства «Orange Days»
С понедельника для посетителей острова проходят показы фильмов из программы Международного роттердамского кинофестиваля, работает библиотека, где можно полистать и почитать книги голландских писателей.
«Оранжевые дни» продлятся до 14 июля.
Десять студентов-архитекторов из России и Нидерландов разрабатывают варианты проекта, представляя свое видение Новой Голландии под руководством нидерландского архитектора Пола Мерса. Лучшие идеи, как обещают организаторы, будут использованы при реконструкции острова, которая начнется уже осенью.
А пока остров представляет собой что-то среднее между дачей и выставочным залом.
Везде разбросаны оранжевые подушки, которые эффектно смотрятся на фоне зеленой травы. По траве можно ходить даже босиком — чистота, никакого мусора. Удобные скамеечки и с отдыху на лоне природы. Но корреспонденты «ВП» не отдыхали, а смотрели выставки и общались с художниками из Нидерландов.
Удобные шезлонги располагают к «сладостному ничегонеделанью».
Еда как искусство
Когда-то давно, в 60-е годы прошлого века, идеолог поп-арта Роберт Раушенберг декларировал: «Искусство не сидит на своей заднице в музее, а делает что-то другое». Голландские художники сегодня тоже «делают что-то другое». Например, исследуют отношения человека с едой, как фуд-дизайнер Марейя Фогельзанг. Она называет себя первым дизайнером, который работает с употреблением пищи. Вот уже более 10 лет ее вдохновляет происхождение продуктов, процесс приготовления еды, связанные с ней ритуалы, этикет; она исследует роль пищи в истории и культуре.
Она создает разные проекты, в которых еда выступает как инструмент взаимодействия между людьми, источник удовольствий и переживаний — от перформансов и инсталляций до создания обедов для людей, страдающих ожирением.
Натюрморт от фуд-дизайнера.
Одежда — это способ сообщить миру о себе
Фотографы Ари Ферсляус и Эль Юитенбрук (на фото) вот уже почти 20 лет заняты своеобразной «каталогизацией» и расшифровкой дресс-кодов различных социальных групп, встречающихся на улицах Роттердама, где они живут, и других городов мира, которые открывают для себя во время путешествий.
Снимая пенсионерок, чиновников или рок-музыкантов, они намеренно выбирают для своих моделей одинаковый фон и даже просят их принять одинаковые позы, добиваясь эффекта документа. Это почти научное исследование попыток людей что-то сообщить миру о себе и о своем месте в нем с помощью одежды.
Ян Хук со своим «милым сумасшедшим».
«Милые психи» Яна Хука
В объективе голландского фотографа Яна Хука — тоже непрофессиональные модели: бездомные жители Африки с психическими отклонениями, наркоманы, инвалиды, маргиналы. Сам фотограф называет их милыми сумасшедшими.
— На этой выставке представлены два моих проекта, — рассказал Ян Хук корреспондентам «ВП». — Первый — фотографии «милых сумасшедших». Это душевнобольные, бездомные люди из Эфиопии. Я увидел одного, когда он стоял посреди улицы и кидал камень в небо, а потом ловил его. Он стоял посреди проезжей части, и все машины объезжали его. На нем была капитанская фуражка, а в ноздрях — две сигареты. Позже мы видели много подобных людей и смогли уговорить их сфотографироваться в интерьерах новейших эфиопских фотостудий — среди римских колонн и золотых тронов. И они выглядят на моих фотографиях не как нищие бродяги, а скорее как короли или императоры.
А второй проект — «Мои модели». Это голландцы. Модели, которых я находил в Интернете. Например, девушка-наркоманка из Амстердама, которая, однако, мечтает стать моделью.
— Собираетесь ли вы найти своих моделей и в Петербурге?
— Если у меня будет возможность подольше задержаться в Петербурге, то я надеюсь, что сумею найти много интересных людей, которые являются частью Петербурга, выражают его. Я думаю, что люди в России выглядят очень интересно, потому что они всегда выглядят более выразительно, подчас до чрезмерности. Скажем, богатые люди подчас демонстрируют то, что они богаты, о-о-очень экстремально! Для меня, как для фотографа, это золотая жила!
Ари Ферсляус и Эль Юитенбрук.
— В Петербурге главная градостроительная проблема — инвесторы в центре города сносят старые здания и строят новые. В Голландии есть такие проблемы?
— Нет. В нашей стране вы видите старые здания, а рядом с ними совершенно новые здания, экстремально новые. Санкт-Петербург — прекрасный город. Широкий город. В нем много пространства. А в нашей стране все такое маленькое-маленькое! Мы не можем сделать почти ничего! У вас здесь редкая возможность создать по-настоящему современную архитектуру. Потому что старое искусство, старая архитектура становится еще более красивой, когда рядом стоит что-то совершенно новое.
— Знаете, не все эту вашу идею у нас поймут и оценят. Наша новая архитектура скорее портит старые ансамбли. Вы уверены, что сможете донести ее до людей своими арт-проектами?
— Я надеюсь на это.
— А снести что-то старое в центре города, чтобы построить новое, в Голландии можно?
— Ни в коем случае!
Дресс-коды.
— А у нас в Петербурге такое происходит сплошь и рядом!
— Вы не должны этого делать! Ни в коем случае! Новое — рядом со старым! У вас достаточно места! Достаточно!
Метки: Выставки Архитектура Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов