«Орел из стаи той высокой…»
В Николаевском зале Эрмитажа открылась выставка «Развернутые с валов»
Публика впервые увидит парадные портреты братьев Орловых — Алексея и Григория, фаворита императрицы Екатерины Великой, написанные Вигилиусом Эриксеном (обе картины размером 391 на 357 см), а также полотно Фридриха Овербека «Таинство покаяния».
Вот он — знаменитый фаворит императрицы Григорий Орлов! Художник Вигилиус Эриксен изобразил его в римском костюме
Хранить живописные полотна намотанными на валы — вынужденная мера. Чаще всего она связана с отсутствием пространства, необходимого для хранения крупномасштабных, многометровых картин. В фондах Государственного Эрмитажа на валах хранятся более 80 полотен.
В основном это парадные портреты, в первую очередь российских монархов и членов императорской фамилии, аристократов, военачальников. Со времен Древнего Египта, где фараонов приравнивали к богам, пошла традиция изображать значительных персон, как теперь сказали бы, ВИП, в очень крупном масштабе, чтобы подчеркнуть их высокий статус, избранность. Среди полотен, хранящихся на валах, также много батальных сцен, подразумевающих широкие панорамы и многофигурные композиции. В значительном количестве представлены сюжеты из античной мифологии, а также библейские и евангельские.
Показанные сейчас на выставке в Николаевском зале картины долго хранились на валах, что существенно повредило слой живописи. К реанимации полотен музейные специалисты из Лаборатории научной реставрации станковой живописи приступили в марте 2010 года. Работа над такими большими картинами стала возможна после 2003 года, когда был открыт филиал лаборатории в Реставрационно-хранительском центре Эрмитажа в Старой Деревне.
На таких валах в фондах Государственного Эрмитажа хранятся 80 полотен
За эти годы реставраторам удалось вернуть экспозиционный вид еще нескольким полотнам, снятым с валов. Большим событием в выставочной деятельности Эрмитажа стала выставка «Гарофало — феррарский Рафаэль», состоявшаяся в 2007 году. На ней было представлено масштабное полотно «Аллегория Ветхого и Нового Завета», находившееся на валу со времен Второй мировой войны до 2005 года. После закрытия временной выставки картина заняла место на постоянной экспозиции искусства Италии.
На открытой в июне 2011 года выставке «Живопись и скульптура в Риме во второй половине XVIII века» была показана картина Пьера Антонио Новелли «Креуза умоляет Энея вынести Анхиза из горящей Трои». А сейчас одно из отреставрированных масштабных полотен можно увидеть на выставке «Гроза 1812». Это батальная картина Петера Хесса «Битва при Валутиной горе» (1840-е годы) размером 112 на 180 см.
Метки: Музейное дело Выставки Не пропусти! Живопись
Важно: Правила перепоста материалов