«…Организовать драматический коллектив...»
70 лет назад в осажденном городе открылся Блокадный театр
День рождения театра, как правило, бывает событием городского масштаба. Реже — общегосударственного. 70-летие Театра имени В. Ф. Комиссаржевской можно считать просто круглой датой, но вот само рождение этого театра было событием мирового значения! Потому что открылся он 18 октября 1942 года в Ленинграде, который уже более года находился в блокадном кольце.
Сцена из спектакля «Русские люди»
За два с половиной месяца до этого Ленинград уже опроверг поговорку «когда пушки стреляют, музы молчат» исполнением Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в Большом зале Филармонии. Музыкантов набирали из тех, кто оставался в городе.
Теперь предстояло собрать театральную труппу. Для постоянной работы.
14 сентября 1942 года появился приказ №230 Управления по делам искусств исполкома Ленгорсовета. Он гласил: «В целях создания патриотических спектаклей и показа их в г. Ленинграде и в частях Красной Армии по шефской линии организовать драматический коллектив... Список артистического коллектива прилагается...»
Артистический коллектив собирали, конечно же, из тех, кто оставался в Ленинграде.
Над выбором пьесы для первой постановки голову ломать не пришлось. В 1942-м в газете «Правда» — центральном органе печати — была опубликована драма Константина Симонова «Русские люди». Это было всего лишь второе драматургическое произведение поэта и военного корреспондента, которому в том году исполнилось двадцать семь лет, и первый его художественный отклик на события Великой Отечественной. Эта пьеса — о непрерывных испытаниях всех человеческих сил в военное время. Уже была сделана радиопостановка спектакля. Предстояло сделать настоящую театральную постановку. И делали ее те же режиссеры, что и на радио, — Иосиф Горин и Иван Зонне.
Афиша театра. 1942 год
Среди тех, кто составил новую труппу, были Матвей Павликов, Мария Петрова, Вера Стрешнёва, Александр Янкевский, Владимир Ярмагаев (Вартес Ярымагаян), Павел Курзнер, Борис Горин-Горяинов...
Площадкой нового театра стала сцена пустовавшего Театра Комедии, который до войны работал на Невском, 86, там, где сейчас находится Союз театральных деятелей.
«Поднялся занавес. На сцене — русские люди. Они же — в переполненном зрительном зале — в шинелях, матросских бушлатах, в рабочих спецовках и ватниках. Ленинградцы воспринимают пьесу «Русские люди» К. Симонова как живую быль, как повесть об их собственных мыслях и чувствах» — так писала об этом спектакле газета «Известия».
Театр официально назвали Городским, но ленинградцы именовали его по-своему — Блокадным. Это название сохранилось за театром и после переезда в 1944 году на улицу Ракова, 19 (ныне — Итальянская), и после присвоения ему имени великой русской актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской в 1959-м.
Каково было работать артистам в условиях блокады, сегодня трудно представить. Вот фрагмент из книги Александра Рубашкина «Голос Ленинграда»: «В. Ярмагаев гордился работой на радио в блокадном городе. Когда после окончания войны пришлось выбирать между театром и радио, он остался на радио, а его друг артист А. Янкевский ушел в театр. В дни блокады они трудились рядом, буквально чувствуя локоть друг друга. Внешний вид голодных людей бывал порой обманчив. Иногда казалось, что человек выглядит не хуже других, а он уже был обречен. А. Янкевский же был очень плох. Вот почему, когда он однажды пошел читать очередную передачу, режиссер И. Зонне тихо сказал В. Ярмагаеву: «Пойдешь вместе с Сашей. Садись рядом. Если с ним что случится — продолжишь». В. Ярмагаев очень волновался, находясь в этой необычной роли чтеца-дублера. К общей радости, А. Янкевский дочитал до конца очередную передачу из цикла «Чтение с продолжением».
Сцена из спектакля «Нашествие»
Блокадный же театр, главным режиссером которого назначили Сергея Морщихина, стал не только драматическим, поскольку в труппу влились балетные и оперные артисты. Надежда Вельтер поставила «Евгения Онегина» Чайковского, Ольга Иордан, возглавившая балетную труппу, поставила «Эсмеральду» Пуни и исполнила в этом балете ведущую партию.
Так только что создавшийся театральный коллектив Блокадного театра заменил собой сразу несколько ленинградских театров, находившихся в эвакуации.
Но вернемся к автору первой пьесы, поставленной на сцене Блокадного театра. Константин Симонов был властителем умов и сердец. Горячими поклонниками его творчества были люди разных возрастов и профессий на войне и в тылу. В своих воспоминаниях маршал Иван Христофорович Баграмян пишет о стихотворении «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»: «В этом замечательном лирическом повествовании... говорилось о России, о русских женщинах, но я армянин... пережил совершенно те же чувства...»
Неудивительно. Ибо истинно национальное всегда становится интернациональным, всечеловеческим. Это впоследствии подтвердит Рубен Агамирзян, четверть века возглавлявший Театр имени В. Ф. Комиссаржевской. Впрочем, это будет потом, почти через четверть века после первой постановки «Русских людей», открывших новую героическую страницу в блокадной истории нашего города.
Фото предоставлены театром им. В. Ф. Комиссаржевской
Метки: Истоки Про Петербург Про петербуржцев Подмостки Памятная дата Войны
Важно: Правила перепоста материалов