Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

Особняк Рыжкина на Лиговке успешно уничтожают

Образец архитектуры петербургских окраин превращают в развалины начиная с 1990-х годов

Обломки вывозят Рязанским переулком

За происходящим на Лиговском, 127, «Вечерний Петербург» наблюдает практически ежедневно: благо один из сотрудников редакции живет в соседнем доме и далеко не первый год фиксирует, как разрушают это наследие имперской столицы поблизости от Обводного канала, в трех минутах ходьбы от станции метро «Лиговский проспект». 

По Обводному, напомним, проходит черта охранной зоны исторического центра Петербурга. Соответственно, двухэтажный особнячок с мезонином — теоретически под охраной города и закона. Практически же он успешно брошен городом на произвол судьбы: в лице застройщика, выбравшего этот адрес для возведения  семиэтажного жилого дома. 

Жители соседнего дома №125 опасаются, к слову, уже не столько за петербургскую историю, сколько за свою собственную жизнь. Труба, по которой подается газ в их дом, проходит по стене демонтируемого дворового корпуса. 

Обломки застройщик вывозит, не привлекая внимания: малыми грузовичками, подъезжающими со стороны Рязанского переулка.

Дом мещанина Рыжкина

Этот особняк на Лиговке историки архитектуры называют одним из примеров зданий, формировавших облик петербургских окраин в XIX веке. Он построен в 1883 году на участке, принадлежавшем мещанину Рыжкину. Автор дома — академик архитектуры Иван Маас, одна из его известных работ в Петербурге — газгольдер на Заозёрной улице, что также недалеко от Обводного канала. 

Двухэтажный особнячок с мезонином — теоретически под охраной города и закона

После революции этот дом с квартирами и торговыми помещениями стал обычным жилым. В 1970-х был пристанищем группы художников-нонконформистов «Алипий». В 1980-е годы здание обветшало, было расселено. В 1993 году распоряжением мэра Петербурга Анатолия Собчака было безвозмездно передано в собственность Куйбышев­ской районной организации Российского союза ветеранов Афганистана: «для осуществления реконструкции за счет собственных средств, привлеченных инвестиций и последующего заселения». Так было записано в распоряжении, контроль за выполнением которого возложили на заместителя мэра по социальным вопросам В. Л. Мутко. 

В 1996 году губернатором Петербурга был избран Владимир Яковлев. Виталий Мутко ушел в большой спорт: в футбольный клуб «Зенит». В 1998 году распоряжением губернатора Яковлева ряд решений органов исполнительной власти Петербурга по вопросам строительства и реконструкции был отменен: в том числе и по проекту «жилмассива» для ветеранов афганской войны на Лиговке. Кроме дома №127 в 1993 году ветеранской организации Куйбышевского района были переданы также расселенные дома №129, 195, 197 по Лиговскому проспекту.

Десятилетка руинирования

Далее наступило время поэтапного руинирования здания. Куда-то подевалась кровля, остов особняка был предоставлен дождю, снегу и всем ветрам. В 2012 году владельцы недвижимости на Лиговском, 127, огласили планы ее сноса (конечно, ввиду невозможности ликвидации аварийности) и возведения на участке жилой многоэтажки.

Речь пошла о семи этажах на месте двух. Новостройка стала бы соседствовать с доходным домом в стиле модерн, возведенным архитектором Александром Лишневским в 1906 году. Этот дом под номером 125 охраняется государством, он — выявленный объект культурного наследия. В отличие от дома под номером 127.

«Объект из зоны культурного наследия исторически сложившихся центральных районов города». Вид сверху

Вид со двора

Не «объект», но история

Статус дома разъясняет КГИОП — в ответе депутату Законодательного собрания Петербурга Алексею Ковалеву, направившему в конце 2014 года в это охранное ведомство Смольного свое  обращение о возможном готовящемся сносе особняка Рыжкина.

«Здание по указанному адресу не является объектом (выявленным объектом) культурного наследия, относится к историче­ским (постройки до 1917 года)», — разъясняет КГИОП. По законодательству Петербурга, продолжает КГИОП, оно «находится в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ2 объектов культурного наследия исторически сложившихся центральных районов города». 

Режимом ЗРЗ2 не допускается: снос исторических зданий, за исключением аварийных конструкций, а в случае разборки таковых конструкций требуется восстановление внешнего облика исторических зданий, формирующих уличный фронт застройки. 

«Заключение о техническом состоянии конструкций и запросов о возможности сноса рассматриваемого здания в КГИОП не поступало, — пишет КГИОП депутату 16 декабря 2014 года. - КГИОП уведомляет ЖСК «Лиговский, 127» (владельца здания. — Ред.) о том, что в случае несоблюдения требований, предусмотренных действующим законодательством в области охраны объектов культурного наследия, их территорий и зон охраны, собственник может быть привлечен к административной, уголовной и иной ответственности, предусмотренной законодательством в случае самовольного сноса исторического здания».

Все в курсе, и Марья Дмитриевна тоже

Кроме ЖСК «Лиговский, 127» ответ комитета по госконтролю, использованию и охране памятников истории и культуры на обращение депутата Ковалева переслан также главе администрации Центрального района Петербурга М. Д. Щербаковой. То есть под занавес 2014 года все уведомлены о том, что на Лиговке затевается противозаконное действо.

Сейчас, в конце марта 2015 года, разбираются и дворовые постройки особняка, и само здание. Кирпичи и обломки исправно вывозятся — со стороны Рязанского переулка, как мы уже сообщали.  

Вдоль стены дворового фасада установлены металлические конструкции.

«Их назначение неизвестно, но это вряд ли подготовка к реставрационным работам. Есть подозрение, что с помощью лесов будут обследоваться внутренние конструкции здания — например, для того чтобы вмонтировать крюки и повалить стену», — опасаются активисты движения «Живой город». 

Вид конструкций зафиксирован «ВП». Как и демонтаж, который идет последние два месяца. Особняк Рыжкина — не на глухой окраине, не в астрономических далях: он всего в двух километрах от Невского проспекта и в трех минутах ходьбы от метро, как мы уже упоминали. Вероятно, кто-то от власти может сюда и заглянуть, чтобы заметить то, о чем предупреждали всех, и Марью Дмитриевну в их числе.

Фото Галины ЗИКРЯНЬ
↑ Наверх