Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Остается только дивиться

Корреспондент «ВП» постиг красоты Лазурного побережья

«О, Ницца — это Ницца!» Вот именно так, всего лишь в четырех словах выразила все свои ощущения от города Татьяна Марусык, женщина, русская душой, которая живет в Милане. На Лазурный берег она приезжает по делам — и в гости к хорошим знакомым. Корреспондент «ВП», побывавший в этом городе на недавнем чемпионате мира по фигурному катанию, с ней солидарен. Но увидел в Ницце свою прелесть. 

Подобные парковки пригодились бы и в Санкт-Петербурге.

Голубой велосипед 

...Набившая оскомину питерцам проблема с устройством велодорожек в Ницце решена давно. На Променаде (или на Английской набережной, что одно и то же) покататься можно по выделенной линии, которая представляет собой двухметровую полосу на тротуаре, примыкающую к проезжей части. Купить велосипед можно не обязательно за городом, но все равно очень недорого — в системе общедоступного круглосуточного проката «Голубой велосипед» (по-французски «Vеlo Bleu»). В ней состоят 175 станций (в Ницце, но и ее окрестностях — Кань-сюр-Мер, Сен-Лоран-дю-Вар), которые располагают парком в 1750 велосипедов.

«Голубые велосипеды» весьма подходят для Ниццы, значительная часть которой расположена на холмах. Они легкие — около 18 килограммов и имеют не цепную, а карданную передачу. Поэтому не надо закатывать или защипывать брючину, чтобы она не попала в цепь, а женщины могут спокойно ездить даже в длинных юбках. 

Чтобы покататься, надо захватить с собой банковскую карточку с «лишними» 150 евро, которые вы можете позволить на время заморозить как депозит за арендованный велосипед, и работающий в Ницце мобильный телефон. Прежде всего надо зарегистрироваться: позвонить со своего мобильника по специальному телефону, сообщив реквизиты своей банковской карты, которая — существенно — должна иметь чип. Имея код, положено в любое время на любой станции подойти к терминалу и выдернуть из гнезда прикованную к велосипеду цепь. За регистрацию возьмут 1 евро в день (или 5 евро за неделю, 10 евро за месяц, 25 евро за год), далее первые полчаса вы катаетесь бесплатно, вторые — 1 евро, а каждый последующий час — уже 2 евро. Если вы не вернули велосипед через 24 часа, то он считается утерянным, приготовьтесь расстаться с депозитом в 150 евро.

«Acropolis» Ниццы не имеет ничего общего с греческими постройками, это современный мультимедийный центр. В атриуме «Акрополя» — великолепная статуя Юлия Цезаря.

Новые русские в море не лезут

Раньше в Ниццу ездили российские князья и графы или политические эмигранты. Теперь же — бизнесмены  с деловыми женщинами. Но суть дела не меняется. Как написал в своих стихах Г. Иванов:

Лучезарное небо над Ниццей

Навсегда для нас стало родным. 

...Антон Чехов грелся тут на скамейке, накрывшись газеткой. Николай Гоголь купался в холодном источнике, дабы поправить здоровье. Иван Бунин уплетал за обе щеки «спрута в соусе, живых угрей, жиго, телятину с горошком, улиток виноградных (эскарго), каштаны, фиги, «налитую кровью свеклу» и орехи». Александр Герцен бился за свою супругу Натали с заезжим прусским ухажером. Но кто-то приезжал сюда проститься с жизнью. Тот же Герцен, увы, в Ницце схоронил жену и сына. На месте виллы, где скончался великий князь Николай Александрович Романов, сохранилась возведенная в конце позапрошлого века часовня. 

...Ни дать ни взять «мачеха городов русских» — как выразился эмигрант и сочинитель Борис Носик. Впрочем, если «мачеха», то несварливая и добрая. 

Пешеходы, не стесняясь камеры, бегут на красный свет.

«Лучше всего здесь себя чувствуешь в мае и в августе, когда можно гулять под пение лягушек и вдыхать «разлитые» на улицах запахи чеснока, оливкового масла, — продолжила Татьяна. — В Ницце, что меня особо радует, еда дешевле итальянской. И еще недвижимость великолепная — она намного качественней, чем на Апеннинах. Жилья строят для нас намного больше, чем в Италии, и классного жилья: квартиры индивидуальной планировки, маленькие виллы. В них не дует, хотя с моря ветерок гуляет сильно». 

Раньше наши приезжали в Ниццу умирать или вылечиваться, а теперь — работать. Потому что жизнь дешевле, чем в России. А возможностей для творческого роста больше даже в той среде, которую мы полагаем «исконной». 

Например, Ирина Мартынова привезла на Лазурный берег из Оренбурга свою 8‑летнюю дочку Полину... учиться стоять на коньках. 

«Вам не послышалось — моя дочка занималась в Оренбурге фигурным катанием больше пяти лет, и мы местный уровень уже превзошли, — подтвердила Ирина. — Поэтому занимаемся в спортивном клубе на Катке имени Жана Буэна, что рядом с Дворцом выставок (тренировки в Москве или в Питере нашей соотечественнице, которая воспитывает ребенка одна, не оплатить).

Мартынова пыталась было отправить дочку в США — к Ирине Воробьевой, чемпионке мира и Европы, которая тренирует детей в Колорадо. Но восьмилетней Полечке власти страны не дали визу. И Воробьева посоветовала ехать в Ниццу, где одна из местных тренерш регулярно совершенствуется на сборах у питерца Алексея Мишина, а посему неплохо говорит по-русски. 

«Я так благодарна ей за совет, — радовалась Ирина, — ведь Франция — социально ориентированное государство. Моя девочка прошла тесты, показавшие, что для своего возраста она хорошо подготовлена, и французская федерация заключила с нами контракт. Согласно ему дочка тренируется пять раз в неделю, а учится днем в общеобразовательной школе. И платим мы за все это в год 90 евро».

Вот только в море обе наши женщины нырять не торопились. Не потому даже, что холодно или спасать, случись что, будет некому («После 22.00 вы купаетесь на свой страх и риск», — гласит объявление на пляже). Не устраивает, оказалось, качество воды. 

«Я в Ницце не полезла бы купаться — пляжи грязноватые, — уточнила Татьяна Марусык. — Хотя вода выглядит голубой и прозрачной, как, например, в Греции. Но для пляжных посиделок и морского отдыха Лазурный берег мне не подошел. Отдых здесь — только по улицам за «шмотками» ходить. Ницца предназначена для жизни. Или для работы».

Стильный трамвай на стильных улицах стильного города.

Шел трамвай

Модный трамвай — примета Ниццы. С улиц убирать его никто не собирается, наоборот: автомобилям проезд закрывают. Он очень стильный — серебристые вагоны бесшумно катятся по городу, внезапно появляясь перед пешеходами, словно ниоткуда. Трамваи эти, с гордостью уведомлено на официальном сайте Ниццы, специально спроектированы так, дабы дизайном гармонировать с архитектурой. В пробках не стоят (жаль только, пассажиров часто в давке к самым стеклам прижимают), кроме того, в отличие от автобусов, которые заканчивают движение в 9 вечера, ходит до часу ночи. Да и начинают движение почти в пять утра.

Интересно, что трамвай для Ниццы — не новость. До войны здесь была развитая трамвайная сеть, не только в городе, но по всему Лазурному берегу от Монако до Антиба. Но еще в 1930-е годы развернулась кампания против «устарелого» вида транспорта, в пользу «продвинутых» автомобиля и автобуса. 10 января 1953 года трамвай в Ницце совершил свой последний рейс. Однако позже стало ясно: город задыхается в автомобильных пробках. И  24 ноября 2007 года трамвай зазвенел снова.

Свежесть повсюду.

О, Nice — that’s nice

Для курорта Ницца город действительно слишком уж «шумный». Никакой вялой сонливости, размеренности под ласковым солнышком. 

Город странный. Хаотичный. Строился он на холмах, как обычно для южной Европы. Потому застроен «как попало». Смешение стилей: францисканский монастырь соседствует с «классицистическим» палаццо и откровенно модернистским жилым домом. На улицах дикие пробки. Люди спешат, на зебрах никого никто не пропускает, стар и млад вовсю бегут на красный свет (светофоры в Ницце, в которых сигнал не переключается минутами, — отдельная тема). Люди волокут по мостовым огромные коробки. Мотоциклисты с велосипедистами ездят по тротуарам, не смущаясь сбивать с ног прохожих. 

Многие улицы давно перекопали. Пешеходы пробираются на них по стеночкам домов, чуть не сбивая телесами овощи и фрукты, выложенные на мостовых в лоточках. Неужели в Ницце тоже экстренно осваивают муниципальный дорожный бюджет? Так сказать, закапывают городские деньги в тротуар? 

Нет, пояснил корреспонденту «ВП» житель Ниццы журналист Николя Бодлен. Власти города реализуют программу «педестрианизации» дорог — движение по многим улицам отныне будет лишь трамвайное да пешеходное. 

«Но это не только в Ницце — во многих европейских городах модно оборудовать пешеходные дорожки возле трамвайных путей, — добавила Татьяна Марусык. — Нужно дать больше свободы пешеходам, особенно нам, женщинам, чтоб мы могли спокойнее ходить по магазинам, за вином». 

Еще бы: Ницца второй город Франции после Парижа по количеству туристов, со второй в стране загруженностью аэропорта. Здесь каждый год проводится престижный джазовый фестиваль. Местный джаз-банд «Витамин» ежедневно бренчит на улице перед фасадом Дворца выставок, развлекая бравурными мелодиями суетящихся жителей города. Играет под аккомпанемент студенческих воплей — они, разбив пикет на площади у галереи «Лафайет», выражают протест против «недоступности образования». 

Жара. Во всем безумство юга. На вокзале станционная смотрительница одета в самый вычурный наряд, который только можно увидеть у всех железнодорожных работников: синий жакет, фуражка с козырьком, кокардой и красным околышем — словно в Красной Армии. Многое дышит старомодной роскошью.

«Мы спорим с Парижем за право считаться «культурной столицей»: мэрия города оплачивает все крупнейшие «международники» — карнавалы, фестивали, в том числе «Битвы цветов», спортивные соревнования, — потирал руки в беседе с корреспондентом «ВП» Николя Бодлен. — Политика администрации — устраивать все самое роскошное, масштабное, манящее гостей».  

К тому же Ницца — курорт круглогодичный: туманы редки, дожди коротки, хоть бурные, и почти ровное тепло (в среднем на 7 градусов выше, чем в Париже). Жители столицы Франции, напуганные сильными весенними осадками, проводят (если могут, разумеется) это время года в Ницце. 

Это не «закапывание» бюджетных денег в асфальт, а «педестрианизация» в действии.

Клошаров много, «француженок» не наблюдается 

Объединитель Италии Джузеппе Гарибальди возмущался тем, что король Виктор Эммануил Второй успел отдать Ниццу французам — за то, что те изгнали из страны австрийцев. Действительно, Лазурный берег долгие годы принадлежал Сардинскому королевству, Савойскому княжеству. Поэтому здесь многое напоминает об Италии. Архитектура. Сохранившая «апеннинская» атмосфера улиц, площадей, фасадов зданий — вплоть до встречающихся кое-где веревок с бельем. И даже остановки в трамваях объявляют на двух языках (французском и итальянском). 

Смешение людей и стилей тут неудивительно. Лазурный берег — почти колыбель европейской цивилизации. Здесь идут раскопки — и находят развалины римских строений (терм, амфитеатров). Древние римляне отсюда выбивали кельтов. Рыцари Прованса, между прочим, в Альбигойскую войну взяли сторону еретиков. 

Повсюду попадаются бездомные. Клошары, одним словом. Наглые. Многие ходят с рюкзачками, с палочками. Лежат на травке в скверах, сушат носки на городских скамейках, на скульптурах малых форм (а их в Ницце, скульптур, хватает) и даже на ветках деревьев. Не смущаются заглядывать в глаза прохожим: «Евро, месье, евро — на операсьон».

Один такой бездомный (юный, к слову) подстерег корреспондента «ВП» возле Нотр-Дама. Второй «атаковал» возле дворца «Акрополис», на оживленном перекрестке. Сгорбленный такой старик, с кривыми пальцами. В глазах — большая жажда жизни: денег хочет. 

— Дай денежку, месье, — и потянулся скрюченными пальцами прямо в лицо корреспонденту «ВП». 

Клошарам в Ницце живется привольно — в марте уже плюс 27!

...Автор этих строк хотел было ответить той единственной длинной фразой на французском, которую у нас в России знает каждый прочитавший «12 стульев» («женеманжпасисжур»), но затем подумал, что из его уст она будет звучать как издевательство. 

Француженок на улицах Ниццы не встретишь. Француженок в том смысле, разумеется, который придают этому слову россияне-мужики (и европейские мужчины, впрочем, тоже), — женщин, от природы обладающих особым шармом, элегант­ностью и грациозностью, осанкой и походкой. Гордо-сексапильных див разного возраста «в туманах и шелках». В лицах местных жительниц угадываются «горские» североитальян­ские черты. Римские, в общем, профили. Одеты они просто — джинсы, блузки, свитеры, плащи. Если еще юные — то маечки, лосины. У темнокожих женщин, как ни странно, декольте используется чаще.

...У входа в Нотр-Дам на паперти сидит старая женщина в черном. Она просит милостыню. Ее многие знают лично. Прохожие женщины целуются с ней в обе щеки. Но не подают…

Базилика Нотр-Дам -cамый большой и древний собор в Ницце.

Советы туристам 

 Любителям шопинга обязательно стоит посетить магазины «degriffes», в которых можно приобрести одежду и обувь мировых брендов. Сюда перевозят нераспроданный товар из крупных торговых центров, снижая при этом стоимость в несколько раз. 

 Плата за ресторанное обслуживание входит в общий счет и составляет примерно 15 процентов от суммы. Чаевые оставлять не обязательно. Более того — здесь это не принято. 

 

Самый фешенебельный отель — «Негреско». Номер с видом на море — от 450 евро в сутки.

В ресторанах, барах и, что странно, ночных клубах действует строгий дресс-код. Отнеситесь трезво к выбору одежды: откровенные наряды не подойдут. 

 В ресторане не стоит занимать первый попавшийся свободный столик, он может быть забронирован. Подходящее место укажет официант. 

 В местах скопления людей внимательно следите за своими вещами. Карманники орудуют здесь не настолько нагло, как в Париже, но не менее ловко и тонко. Однако наибольшую опасность представляют грабители на мотоциклах — выхватывают сумки у прохожих прямо на ходу. 

 Уличные рынки открываются очень рано, в полдень многие торговцы начинают расходиться по домам. Поэтому и вы в постели не залеживайтесь. Не за тем приехали.

Фото автора
↑ Наверх