Освобождаем настоящее от прошлого вместе с китайскими художниками
В «Лофт Проекте ЭТАЖИ» проходит выставка «Современное искусство Китая. Освобождение настоящего от прошлого» — самая масштабная за последние годы в России
«Лофт проект ЭТАЖИ» — модное креативное пространство, которое давно обжила молодежь. Любителям современного искусства постарше приходится в буквальном смысле гнаться за молодыми, карабкаясь по довольно крутой лестнице — лифтов здесь нет. Китайская выставка разместилась на четвертом и пятом этажах. В выставочных залах — следы советского прошлого: полуосыпавшаяся кафельная плитка, истертый пол, фонари, забранные в проволочные сетки — чтоб не разбили. Но, как ни странно, это прошлое не подавляет настоящее. Изысканные работы китайцев, например одухотворенные пейзажи, выполненные тушью на бумаге, вполне гармонично вписались в эти старые облупившиеся стены. Нетрудно заметить, что освобождение от прошлого в данном случае имеет чисто политический смысл. Искусство Китая вырвалось из плена, в котором находилось во времена владычества коммунистов, культурной революции, периода преследований художников, политических репрессий. И в какой-то мере — от поклонения перед западной культурой, которое тоже миновало. Но вот к своей древней культуре, ее богатейшим традициям современные китайские художники относятся с уважением. Китай — не только король дешевого ширпотреба. Современное китайское искусство вызывает огромный интерес во всем мире
Многие из 37 художников, участвующих в выставке, обладают мировой известностью. Картины Хэ Датяня, который представляет на выставке оленя, смотрящего зрителю прямо в глаза, были выбраны официальными постерами для Олимпийских игр в Барселоне (1992) и Атланте (1996). Вонг Сау Чинг, показывающий в «Лофте» свои натюрморты с плодами, — автор росписей двух станций гонконгского метро. А две картины Лама Тянь Сина, представившего на выставке свитки «Великолепие», в 2005 и 2008 годах скрашивали жизнь и работу китайским космонавтам на космических кораблях «Шэньчжоу-6» и «Шэньчжоу-7».
Прямая речь
Куратор проекта с российской стороны — Татьяна Юрьева, директор Музея современного искусства им. Дягилева СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств России, рассказала «ВП» о выставке, для подготовки которой она несколько раз ездила в Китай.
— Представители российских турфирм отмечают, что в этом году поток китайских туристов возрос в три раза. Жители Поднебесной испытывают огромный интерес к России, русской культуре. А мы, к сожалению, знаем о Китае так мало. Чем ваш китайский проект может быть интересен российскому зрителю?
— За последние годы это самая масштабная выставка современного китайского искусства в России. Если мы хотим понять культуру этой великой страны, мы не можем обойтись без познания ее современного искусства.
— В России к современному искусству относятся сложно. В последнее время в этой сфере было много скандалов, попыток запретить те или иные выставки (вспомним хотя бы выставку братьев Чепмен в Эрмитаже), спектакли. Испытывают ли подобные сложности художники в Китае?
— Нет, искусство сейчас там развивается свободно. Они за это долгие годы боролись.
— Как вы отбирали работы для выставки?
— Мы совместно с кураторами китайской стороны хотели сделать выставку, которая показала бы особенности склада китайского мышления. Она получилась мирная, без экстремизма, без всяких шоковых вариантов. Академизм нас тоже не интересовал, подобные работы мы не брали. Во многих работах выражены особое ощущение китайских художников от природы их страны, их взгляд на мироздание. Они очень любят свои традиционные техники — перо, тушь.
— Можно ли сказать, что современным художникам Китая интересно только развитие традиций их культуры?
— Нет, у них столько экспериментов! Их технические возможности безграничны. На выставке вы можете увидеть и работы, отдающие дань традициям, — свитки, каллиграфию, и те, что отражают новейшие течения искусства, — инсталляции, перформансы, видеоарт.
— Есть у вас планы продолжать китайский проект?
— Да, конечно. Ведь современное искусство в Китае сейчас бурно развивается. Художники очень много путешествуют, они видят мир. Многие художники, работы которых вы видите здесь, живут и работают во Франции, Швеции, Швейцарии, США. Но, будучи открыты всему миру, они все же сохраняют верность своей культуре, традициям. Думаю, это тоже в какой-то мере объясняет тот огромный интерес, который испытывают сейчас к современному искусству Китая специалисты во всем мире. Китайские художники совершили прорыв. Цены на работы многих китайских художников порой выше, чем на американские произведения искусства.
Поразительным образом китайские художники четко знают, что они хотят взять от современного западного искусства, и при этом остаются приверженцами своих традиций, но в собственном преломлении.
Свитки, каллиграфия, перо и тушь соседствуют на выставке с инсталляциями, перформансами и видеоартом
Это не клякса! Так видит облако художник Чжун Пу