От «Джоконды» до меховых унтов
Зачем нужны меховые унты в дикую жару?
Вчера утром Петербург был ошарашен сообщением о краже из Российского этнографического музея. Злоумышленник похитил в зале «Народы Сибири» унты из меха оленя, расшитые бисером — просто снял их с манекена.
Когда заметили пропажу, вызывали полицию. По словам охранника, в этом зале нет системы видеонаблюдения, нет и сигнализации.
Зачем же преступнику понадобились сибирские меховые сапоги в разгар дикой жары? Загадка разрешилась довольно быстро. Через несколько часов, в тот же день он сам пришел в музей, где уже вовсю работали полицейские. Молодой человек вернул унты, заявив, что таким экстравагантным образом хотел привлечь внимание к тому, что музей плохо охраняется.
«Граждане, пропустите, у него в руках картина из музея, а это народное достояние!»
Как тут не вспомнить знаменитый фильм Эльдара Рязанова «Старики-разбойники», вышедший на экраны в 1971 году? Если кто не помнит сюжет, то он вкратце таков: следователя Николая Мячикова (его роль исполнил Юрий Никулин) начальник собирается отправить на пенсию. Мотивирует он свое решение тем, что Мячиков за последнее время не раскрыл ни одного преступления. Собирается на пенсию и друг Мячикова инженер Валентин Воробьев (Евгений Евстигнеев). Он-то и предлагает Мячикову самим организовать «преступление века», а потом раскрыть его. Будущие пенсионеры похищают из музея картину Рембрандта. Среди бела дня, на глазах у множества людей, снимают ее и выносят — якобы на реставрацию. Пробираясь сквозь толпу посетителей, говорят: «Граждане, пропустите его вперед! У него в руках картина из музея, а это народное достояние!» Народ почтительно расступается.
Однако план «стариков» проваливается. Пропажу картины никто из музейных сотрудников так и не заметил, им приходится вернуть ее на место.
«Похитить белого слона — не фокус. Но куда потом его девать?»
Кражи произведений искусства занимают в мировом рейтинге преступлений четвертое место после торговли наркотиками, оружием и отмывание денег. Единственная проблема преступников — это сложность продать произведения знаменитых художников, которые все учтены. Говоря словами Марка Твена: «Похитить белого слона — не фокус. Но куда потом его девать?» Однако соблазн уж очень велик. Особенно в наши времена. В середине прошлого века цены на произведения искусства подскочили в разы и порой исчисляется миллионами.
Вспомним самые громкие преступления в Петербурге и на Западе.
У нас
Рисунки Филонова
В 70-е годы из фондов Русского музея было похищено восемь рисунков Павла Филонова. Их подменили копиями, поэтому пропажа была замечена только в 1985 году, когда были опубликованы в одном французском журнале.
Только через пять лет прокуратора Ленинграда возбудила уголовное дело по факту хищения. Рисунки вернулись в Русский музей лишь в 2000-м году.
По словам директора Русского музея, подмена стала возможной из-за того, что на рисунках не было штампа о принадлежности из музейной коллекции. А не было потому, что они находились в музее на временном хранении. Напомним, что работы Павла Филонова передала на временное хранение в Русский музей его сестра Евдокия Глебова. Лишь после ее смерти, экспонаты были переведены в постоянное хранение.
Римские монеты и египетская ваза
В феврале 1994 года из Золотой кладовой Эрмитажа были украдены три римские монеты, датируемые 37 и 41 годами н.э., и две медали 177 и 192 годов н.э. Кражу удалось раскрыть: похитителями оказались сотрудники милиции из охраны музея. Сами реликвии не были найдены.
Также в 1994 году из Эрмитажа была похищена египетская ваза. Спустя год похититель был задержан, а экспонат найден и возвращен в экспозицию. Преступником оказался сотрудник музея — электрик.
Гитарист-бобыль. Василий Перов
«Гитарист-бобыль» и «Тройка»
6 апреля 1999 года в результате вооруженного налета из Русского музея были украдены произведения Василия Перова — картина «Гитарист бобыль» (1865) и эскиз к картине «Тройка» (1866). Страховая стоимость похищенного составила 1,2 млн. долларов. Когда воры проникли в музей, сработала сигнализация. В помещение прибежала охрана, однако преступники к тому моменту уже скрылись. Картины обнаружили 25 января 2000 года в одной из камер хранения на Варшавском вокзале. Преступники были пойманы и осуждены.
Крамской, Репин, Шишкин
5 декабря 1999 года из музея Российской академии художеств вынесли 16 картин русских художников XVIII и XIX веков (в том числе полотна Ивана Крамского, Ильи Репина, Ивана Шишкина). Общая стоимость полотен составила 1,1 млн. долларов. Спустя три дня похититель был задержан, картины возвращены музею. 14 января 2004 года суд приговорил похитителя к восьми годам заключения.
Декоративно-прикладное искусство
В конце июля — начале августа 2006 года музейный мир потрясли результаты плановой проверки Эрмитажа, в ходе которой обнаружилась пропажа 226 экспонатов. Одна из хранительниц отдела русского искусства Лариса Завадская скоропостижно скончалась прямо во время проверки. В результате виновным в краже был признан муж Ларисы Завадской Николай, которого приговорили к пяти годам лишения свободы. В ходе следствия была доказана его причастности к похищению 77 из 226 предметов декоративно-прикладного искусства.
Бассейн в гареме. Жером
«Бассейн в гареме»
22 марта 2001 года в Эрмитаже вырезали из рамы и вынесли полотно Жана Леона Жерома «Бассейн в гареме» (1876). Страховая стоимость картины составляет 1 млн. долларов. Смотрительница зала в тот день ненадолго отлучилась в кассу — получить зарплату. Проход в зал она перегородила шнуром. Сигнализации в зале не было. Смотрителей в музее на то время не хватало, уж слишком мизерной была зарплата, даже по тем временам. Несколько лет велись поиски. Но лишь в декабре 2006 года полотно подбросили в приемную депутата КПРФ Геннадия Зюганова. После проведения экспертизы, оказалось, что это — подлинник.
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский тогда прокомментировал чудесное обретение картины так: «Помогла широкая огласка кражи в прессе. Продать «Бассейн в гареме» после этого было невозможно».
Полотно Жерома было серьезно повреждено. Реставраторам потребовалось несколько лет, чтобы вернуть картине экспозиционный вид. И в ноябре 2011 года «Бассейн в гареме» вместе с другими произведениями художника представили на выставке, открывшейся на третьем этаже Зимнего дворца.
Художники-маринисты
28 мая 2002 года из музея Морского корпуса Петра Великого украдены картины художников маринистов Алексея Боголюбова «Кронштадт. Вид с Большого рейда» (1842), «Севастополь» (1844) и Константина Круговихина «Ревель» (1846). Стоимость полотен составляет 190 тысяч долларов. 25 июля картины нашли, похитителем оказался курсант Военно-морского института, на территории которого расположен музей.
На Западе
Как украли «Джоконду»
Эта самая громкая в мире искусства кража случилась 22 августа 1911 года: из Лувра была похищена «Мона Лиза» кисти великого Леонардо да Винчи.
Сложно было просчитать мотивы преступника. Ведь продать «Джоконду», это едва ли не самое знаменитое произведение в мире искусства, было практически невозможно.
Однако вор, в конце концов, попытался это сделать, что не свидетельствует о его уме. И тут же был схвачен. Им оказался итальянский стекольщик Винченцо Перуджиа. Именно он устанавливал защитное стекло на портрете знаменитой флорентийки, после чего вынес картину из Лувра. На следствии он пытался предстать романтиком, рассказывая о том, что страстно влюбился в таинственную улыбку Джоконды. По его словам, он совершил акт патриотизма, вернув портрет юной дамы на ее родину, в Италию. Кроме того, говорил, что таким образом он протестовал против краж Наполеона, который некогда вывез из Италии во Францию множество произведений искусства.
Одна из последних громких краж произошла в Лувре в 1998 году. Тогда преступники украли картину Камиля Коро «Дорога в Севр». Ее так и не нашли.
Преступники переоделись в полицейских
Датчики сигнализации, видеокамеры — не панацея от краж. Главное — смекалка воров и глупость охранников.
В марте 1990 года в один из музеев Бостона уверенно вошли да человека в форме полиции. Заявив охранникам, что в полицию поступил из музея сигнал тревоги и им надо срочно проверить, все ли в порядке, они затем связали их. И вынесли из музея 13 картин, среди которых были произведения Рембрандта, Вермеера, Эдуарда Мане и Дега. Стоимость похищенных произведений искусства была тогда (напомним, на дворе был 1990 год) оценена в 300 миллионов долларов.
Голубь с зеленым горошком (фрагмент). Пикассо
«Я выбросил Пикассо в помойку»
Особенным успехом среди современных похитителей пользуются Винсент Ван-Гог и Пабло Пикассо.
Этим кражам несть числа. Напомним об одной из самых странных. Ранним утром 20 мая 2010 года из парижского Музея современного искусства было украдено пять картин. В том числе, картина Пабло Пикассо «Голубь с зеленым горошком». На месте преступления полиция обнаружила разбитое окно и сломанный замок. На кадрах с видеокамеры было видно, как вор, действующий в одиночку, быстро вытащил картины из рам. Его нашли довольно скоро — в 2011 году. Однако картины не вернулись в музей. На допросах он уверял, что выбросил картины в мусор сразу после кражи, поскольку запаниковал. Так или иначе, но картины пока не найдены.
Картину Ренуара нашли в мешке с марихуаной
Случаются и дерзкие вооруженные ограбления. В декабре 2000 года трое мужчин вошли в Национальный музей в Стокгольме. Один преступник направил автомат на охрану, в то время как двое других вооруженных грабителей в течение нескольких минут вырезали из рам три картины стоимостью 36 миллионов долларов.
С «Автопортретом» Рембрандта и картинами Ренуара «Юная парижанка» и «Разговор с садовником» преступники скрылись. Картина «Разговор с садовником» была найдена позже полицией в ходе рядового рейда по борьбе с наркоторговцами — картина находилась в мешке с марихуаной.
В ходе следствия были задержаны несколько человек. Две другие картины были возвращены полицией в 2005 году.