От Федора Дубшана: Оказывается, фильму «Матрица» 31 марта исполнилось 15 лет
— Через полтора месяца, 19 мая, будет 15 лет со дня премьеры «Звездных войн: Скрытой угрозы».
С тех пор прошла целая жизнь.
В 1999 году мы с удовольствием сбегали с математики, чтоб увидеть премьеры. Оторваться было нельзя: воображение поражали похождения простого компьютерщика Томаса Андерсона. Он вдруг оказывался — Нео, спаситель человечества от вечного сна в рабстве у машин. Братья Вачовски, как говорится, жгли.
Джордж Лукас если и отставал, то не сильно. Всех нас дружно раздражал лопоухий инопланетянин Джа-Джа-Бинкс, зато пленяли поединки на лазерных мечах и полеты в космосе. И — втайне — мы завидовали главному герою, Анакину Скайуокеру, мальчику загадочного происхождения. С феноменальной памятью и другими способностями. Рожденному спасти галактическую Республику — и обреченному превратить ее в Империю.
Можно подумать, в тот год, на самом рубеже веков и тысячелетий, вдруг понадобился новый всплеск ответов на «самые главные вопросы жизни и всего-всего». Ответы были даны через благовествование массовой культуры, и мы их восприняли.
Мы были начитанные школьники — но не так чтоб слишком. Аналогии между Нео, Анакином, Буддой и Христом не слишком-то настойчиво стучались в наши юные головы. Но смысл мы улавливали интуитивно.
Герой всегда появляется чудесным образом — то есть непонятно откуда, «из какого сора», из среды самых обычных людей. И всегда рискует перерасти все человеческое, сам превратиться в машину, в Дарта Вейдера.
Система всегда порабощает человеческий разум и борется с теми, кто пытается проснуться. Республика всегда рискует скатиться в Империю…
Мы и сейчас еще об этом помним. Но сейчас к эпике «Звездных войн» и «Матрицы», пожалуй, добавился скепсис по поводу разумности всего происходящего. В этом и весь ужас, и вся надежда: что ни герои, ни злодеи далеко не всегда контролируют ситуацию. И вообще понимают, что происходит.
Это как у братьев Коэнов. Лучше всего это ощущение от жизни выражено в их шедевре «После прочтения сжечь», где нет ни героев, ни злодеев, а одни только идиоты. Помните финальный диалог двух ЦРУшников?
— Чему мы научились, Палмер?
— Не знаю, сэр.
— Я тоже не знаю. Научились больше этого не делать. И еще бы знать, что мы сделали.
— Это сложно сказать, сэр.