Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

От Людмилы Клушиной

 

— Нет, что ни говори, а общество наше стало намного раскованнее. Вот тут как-то сильно волновалась госпожа Тимакова — пресс-секретарь главы нашего родного правительства Дмитрия Медведева, дескать, блогеры не должны его называть Димоном. Может, и не должны, но, с другой стороны, сейчас отношения настолько упростились, что сетевых хомячков и не только сетевых — журналистов — заносит.

Вспомним, как одна из аккредитованных на пресс-конференцию Маша сказала президенту России: «Спасибо, Вова!». Представляю, что было бы с журналисткой, если после ответа Иосифа Виссарионовича она бы брякнула: «Спасибо, Иося!».

Но не только у прессы тормоза не срабатывают — заносит и высоких чиновников. То экс-министр обороны Анатолий Сердюков отчитывал матом Героя России полковника Андрея Красова в рязанском училище ВДВ, что, говорят, стало последней каплей, переполнившей чашу терпения президента и он потребовал от Сердюкова рапорта об отставке. А недавно в Сети выложили ролик со скандальным эпизодом, в котором министр образования Дмитрий Ливанов при обсуждении эффективности российских вузов нецензурно выразил свое отношение к «неправильно» голосовавшему заму. Ролик вмиг набрал огромное количество просмотров — народ балдел от ругающегося матом министра образования. И правда, какое же у нас должно быть образование, если без обсценной лексики не разобраться?

То же и с телеведущей госпожой Собчак — известной матерщинницей — она и в телевизоре без мата не обходится, и в разговоре с мамашей — экс-сенатором тоже вставляет ругательства, а уж как «светская львица» разговаривает с соседями — одна матная песня, Барков отдыхает.

Филологи бьют тревогу: разнузданность в речи поражает. Низкий стиль — все эти «пацан», «хавать», «жрать», «водила», «слюни пускать», «воще», «блин» — по наблюдениям президента СПбГУ Людмилы Вербицкой расширяет круг пользователей. Уже и Даниил Гранин опечален тем, что мат, то есть предельное опускание речи, по определению писателя, становится «петербургским» стилем…

Увлечение неформальной лексикой призван прекратить закон, который подписал недавно президент. И возможно, контроль общества поможет нам когда-нибудь услышать нормальную речь. Но что толку в запретах, если «верхи» употребляют обсценную лексику, креативный класс тоже ее не чурается, а уж «низам», похоже, ничего другого и не остается…

↑ Наверх