От Мишель Чаплиной:
— В «Фейсбуке» гуляет видео, на котором запечатлен фрагмент перформанса сербской художницы Марины Абрамович. Нет, не родственницы нашего миллионера. Звезды современного искусства. Чрезвычайно талантливой и столь же безжалостной и к зрителям, и к самой себе.
Она превращает в искусство боль. Свою собственную — и физическую, и душевную.
Формат газетной заметки не позволяет рассказать хотя бы о самых знаменитых ее перформансах. Кому интересно— наберите ее имя в «Гугле».
А на этом видео Марина, облаченная в роскошное бальное платье — алое, с глубоким декольте и длинным шлейфом ,— смотрит зрителям прямо в глаза. Вы знаете, как сложно выдержать прямой взгляд другого человека даже несколько мгновений. Здесь сеанс длится несколько минут, которые кажутся вечностью. Но зрителито сменяют друг друга в темпе вальса, а она остается. Когда очередной доброволец поиграть в гляделки, совершенно измочаленный, уходит, художница закрывает глаза, чтобы чуток передохнуть.
На видео запечатлен тот момент, когда она открывает глазки и… испытывает глубочайшее потрясение. Потому что перед ней сидит Улай. Человек, с которым они не просто любили друг друга — были единым целым. Даже одевались одинаково, как близнецы. Шокировали мир своими перформансами. В 1988м расстались — эффектно и мучительно, отправившись навстречу друг другу по Великой Китайской стене. Каждый прошел 2500 км, чтобы встретиться и тут же попрощаться. Казалось, навсегда. Пока он, спустя столько лет, вдруг не явился, чтобы посмотреть той, которая была его частью, в глаза.
Не договорились ли эти два художника, чтобы поиграть на публику? Судя по их лицам —вряд ли. Она всетаки не выдержала и взяла его за руки. Оба плакали. Но время истекло, Улая сменил ктото другой из бесконечной вереницы экстремалов, желающих заглянуть в глаза бездне по имени Марина Абрамович.
Как возможно выдержать такое?
В одном из своих ранних перформансов они соединили рты друг друга специальным аппаратом, и каждый вдыхал выдох другого. Это длилось семнадцать минут, пока оба не упали в обморок оттого, что в легких уже не было кислорода — остался только углекислый газ. Трактовать можно поразному. Помоему — символ брака, когда два человека влюбляются друг в друга, начинают жить вместе, а потом вдруг замечают, что им не хватает воздуха. Расстаются, начинают, казалось бы, жить и дышать. Пока спустя многомного лет не происходит случайная встреча, и оказывается, что они обречены до конца жизни идти друг к другу по Великой Китайской стене.