Газета выходит с октября 1917 года Friday 5 июля 2024

От Сайгона до СССР

Карта Петербурга — необходимая вещь как для приезжих, так и для самих петербуржцев

 

Впрочем, не всякая. «Неформальная карта Питера», созданная Владимиром Валдиным и Алексеем Ерофеевым, как раз не предназначена для ориентирования в городском пространстве.

Фото: Аллы РЕПИНОЙ


О том, что это за карта и как собирался материал, который лег в ее основу,  рассказывает постоянный автор «Вечернего Петербурга» член правления Санкт-Петербургского союза краеведов Алексей ЕРОФЕЕВ (на фото).

Профессиональный картежник

Идея создания неформальной карты Питера, на которой были бы зафиксированы названия объектов, официально носящих или носивших совсем иные имена, принадлежит Владимиру Валдину. В контексте издания, о котором идет речь, смело могу назвать этого человека профессиональным картежником, ибо он много лет занимается картами Петербурга, и не только. Но — настоящими! По которым действительно удобно ориентироваться и узнавать, как пройти из пункта А в пункт В в том или ином городе. Оба мы много лет коллекционировали употреблявшиеся в быту названия домов и различных заведений, памятников и городских районов.

Все началось с Заячьей рощи

Для меня первыми неформальными названиями стали Пять углов, у которых я жил первые десять лет своей жизни, и улица Зоси Роси. Улицу Зодчего Росси так называла моя бабушка Анастасия Николаевна, которой слово «зодчий» практически ничего не говорило. На нашей карте она, конечно же, обозначена как Заячья роща, поскольку это название стало известно многим благодаря писателю Льву Успенскому, рассказавшему историю о таксисте и неизвестной бабушке, искавшей и нашедшей Заячью рощу... около Ватрушки. 

Ватрушка — это, понятное дело, площадь Ломоносова, как и Заячья роща, созданная гением Карла Росси, а название получившая за форму и цвет расположенных на ней домов с фасадами желтого цвета.

ФРГ, ГДР и ДРВ

Переезд в дом №90 по Гражданскому проспекту ознаменовался новыми открытиями. Оказалось, что мы обосновались в ФРГ. То есть в Фешенебельном Районе Гражданки, который располагался южнее Муринского ручья. Район севернее назывался ГДР — Гражданка Дальше Ручья. А территория, уходившая на запад от Гражданского проспекта за ручьем, называлась ДРВ — Дальше Ручья Влево. Молодым людям аббревиатура ДРВ мало что говорит, а на рубеже 1960 — 1970-х годов, когда шла война во Вьетнаме, существовало два государства — Южный Вьетнам со столицей в Сайгоне и Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ) со столицей в Ханое. 

Как там жизнь, «за бугром»?

В те годы путешествие за границу было для большинства наших граждан недосягаемой мечтой. Про европейские страны говорили не «за границей», а «за бугром». Впрочем, некоторые жители СССР видели жизнь «за бугром» из своих окон. Это были жители верхних этажей домов на проспекте Просвещения, которые были построены Совсем-Совсем Севернее Ручья. Из их окон была видна территория сов­хоза «Бугры».

«За рубежом», но в Ленинграде

Но некоторые все же не только видели из окон забугорную жизнь, но и жили «за рубежом». После того как на проспекте Ветеранов, 121, был открыт кинотеатр «Рубеж», все, кто был прописан в Сосновой Поляне и частично в Лигове, западнее кинотеатра, жили «за рубежом». А Ульянка зато находилась да, собственно, и сейчас находится в США. Потому что аббревиатура означает Слышу Шум Аэропорта. 

Инородные и народные

Вот так я познавал город через народное творчество. Своим путем познания шел Владимир Валдин. В итоге мы встретились. И решили создать неформальную карту Питера. Потому что в Петербурге — Петрограде — Ленинграде существовало и существует множество объектов, известных не под официальными именами, а под теми, которые в большей или меньшей степени можно считать народными. 

В самом деле, кафе на углу Невского и Владимирского проспектов, в котором встречались в 1960 — 1970-е хиппи и непризнанные в те годы творцы, давно нет, а место все равно именуется Сайгоном. Да и сам перекресток Невского, Литейного и Владимирского нет-нет да и назовут Вшивой биржей, хотя цирюльников, предлагавших оболванить прохожих, в смысле постричь, нет уже лет двести.

Так что неформальные имена были, есть и будут. Несколько дней назад я узнал, что мост, перекинутый через Крюков канал между Мариинским театром и Мариинкой-2, уже назвали мостом Вздохов. Остроумно. В Венеции мост Вздохов соединяет Дворец дожей с тюрьмой. Мариинский театр — по сути дворец, не королевский, конечно, но дворец искусств, а строящееся здание второй сцены пусть не тюрьма, однако к нему более всего подходит определение из известной песни Владимира Высоцкого: «вроде нашего амбара, но со стеклами».

Народное имятворчество продолжается. 

 

Иллюстрация предоставлена картографическим предприятием «Дискус Медиа»
↑ Наверх