Газета выходит с октября 1917 года Saturday 16 ноября 2024

От Саши ШЕРОМОВОЙ:

— Реклама или антиреклама действует только на эффекте новизны — я так понимаю. Поначалу надпись про «чрезмерное употребление вредит» на рекламных плакатах алкоголя нас трогала, потом глаз замылился, тем более что отрезвляющая надпись — всего 1/5 часть плаката, а на остальных 4/5 — аппетитно запотевшая бутылка со своим бэкграундом, уже внедренным в сознание: пирушки с друзьями, отдых от работы, свобода и проч.

Подозреваю, что уже не действует. Действовало бы — такого рода угрожающие предупреждения не надобились бы. Тут, как оказалось, я дую в одну дуду с учеными — на сей раз не как обычно, с британскими, а с умами Университета Индианы США. Они много думали и придумали, что антиалкогольная кампания часто дает обратный эффект. С уточнением: государственная антиалкогольная кампания. Потому что-де играет на чувстве вины и стыда (государство этим часто занимается), срабатывает защитный механизм — и готово: человек ищет возможность это чувство задрапировать.

На днях видела в вагоне метро плакат про пиво. Как положено: бутылка, надпись про «чрезмерное употребление». А поверх — наклейка, которую нашлепали некие неравнодушные инициативные граждане. В стихах, хотя неровных: «Даже самых достойных людей алкоголь превращает в бездушных подонков и свиней». Граждане не поленились сочинить стихотворение. Не пожадничали на цветную печать. Не пожалели времени, чтобы поездить в метро, поискать плакаты с пивом. Не убоялись фигачить свои наклейки на эти плакаты — что вполне могло бы сойти за хулиганство.

Приятно. А все равно, думаю, не сработает. Потому что играет опять на чувстве стыда. Западные рекламщики уже давно, кажется, плюнули на взывания к этому чувству и сосредоточились на страхе — особенно это видно в плакатах, собранных сайтом ADME ввиду скорых рождественских и новогодних праздников, когда народ норовит дрызнуть и сесть за руль. Эти плакаты — просто ужас. Мне больше всего полюбились постановочные фотки из тюремных камер, где сидят ну такие рожи, ну такие рожи, — и слоган: «Они будут рады с тобой познакомиться».
Впрочем, со страхом человек борется обычно так же, как и со стыдом. Тем более что возле моего дома в магазинчике «24 часа» далеко после 23.00 двум парням… не, не продавали алкоголь. Не продавали в бутылках. Просто наливали в стаканчики. Магазинчик, вероятно, после 23.00 считает себя кафе — а в кафе можно.

↑ Наверх