От Сергея Прудникова: Он — муж. Она — жена. Они — семья
— В Хельсинки, рядом с храмом Святого Николая, есть скульптура. Мужчина и женщина. У нее в руке серп и сноп с зерном. У него — топор. Скульптуры символизируют финскую семью: основу прежнего да и нынешнего общества Суоми.
Когда я в первый раз увидел эту скульптуру, помню, остановился и очень удивился. Чему?
Он стоит, слегка приобняв ее за плечо. Она спокойна, расслаблена. Во всем облике фигур — удивительное взаимопонимание. Никто ни на кого не давит. Ни грамма диссонанса. Он — муж. Она — жена. Они — семья, друзья, партнеры, тыл и плечо друг друга.
Меня удивила эта естественная гармония. Я представил: а возможна ли такая скульптура у нас, в России? Идешь по улице, а на постаменте — муж и жена, олицетворение взаимопонимания и согласия.
Мне трудно представить такую картину. Гляжу кругом (и на себя) и понимаю, что отчего-то у нас мужчина и женщина — не из одного мира. Они чаще противостоят друг другу. Взаимопонимание, гармония, лад — редкость. Вот представить себе немецкую пару как одно целое — могу. Французов тоже. Финнов опять же…
Как-то я снимал комнату в коммуналке. По соседству жили две семьи. В одной не уставали ругаться. Точнее, ругалась только жена. Когда муж — офицер в отставке — возвращался с двухдневной смены домой, начинались разборки: «Как? Почему? Зачем?!» Муж чаще просто устало отмалчивался. На этом фронте наблюдалась непрерывная война.
В другой семье царили... мир и согласие. Даже если муж приходил, допустим, нетрезвым под утро домой, жена не устраивала скандал. Взаимных обвинений и криков там я не слышал. При том что эта семья (супруги и две дочки) ютилась в 15-метровой комнатенке. А сама женщина была далеко не из робких. Признаюсь, я нередко внимательно слушал ее разговоры в коридоре (было хорошо слышно), столько житейской мудрости было в них. Она никогда ни на кого не давила. И никогда не оспаривала роли своего супруга.
Как-то один мой друг из Чечни (сейчас он отец двоих детей) сказал во время разговора моей знакомой: «Я жил в России, общался с русскими девушками. И заметил, что их отличает. Они постоянно говорят мужчине: «А ты!..» Отсюда, как мне кажется, все ссоры».
Так вот, в первой семье жена воевала с мужем. Во второй — принимала. В первой были непрерывные «А ты!..» Во второй — никогда.
Наверное, и в финских семьях (по крайней мере в большинстве из них) женщины придерживаются такого правила.